Главная / Родителям о детях / Особенности детского возраста / Дошкольный и школьные периоды / Воспитание надо начинать с самых первых месяцев жизни

Воспитание надо начинать с самых первых месяцев жизни

Воспитание надо начинать с самых первых месяцев жизни, так как именно в раннем возрасте у ребенка легко образуются стойкие и прочные условные рефлексы. Большое внимание необходимо уделить выработке пищевого рефлекса и правильной организации сна.

С первых месяцев жизни следует кормить ребенка и укладывать его спать в определенные часы (о чем подробно говорилось в предыдущих разделах книги). Как бы ни хотелось взрослым поиграть с малышом, ни в коем случае нельзя задерживать его отход ко сну.

И не только потому, что он «перегуляет», перевозбудится и долго не сможет заснуть, но и потому, что самый сон станет неспокойным, малыш будет вздрагивать во сне, часто просыпаться, кричать. Частое нарушение сна приведет к повышенной нервности ребенка.

Большое значение имеет своевременное воспитание навыков опрятности, для чего надо сначала вовремя менять мокрые пеленки, а затем постепенно приучать проситься на горшок. (Подробно об этом говорится в разделах «Грудной ребенок» и «Гигиена ребенка».) Несоблюдение этого правила приводит к тому, что ребенок и дальше растет неопрятным, нередко до полового созревания (а иногда и позже) мочится в постель, в штаны.

Уже с начала второго полугодия жизни следует вводить условный раздражитель — слово «нельзя», сочетая его с безусловным раздражителем (отведение ручки, если ребенок дергает мать за волосы, хлопает ее по лицу и т.п.).

Постепенно слово «нельзя» станет для малыша условным тормозом. Чрезвычайно важно, чтобы в семье было единое мнение о необходимости послушания.

Если мама запрещает, а бабушка разрешает, или обе запрещают, а папа разрешает, или запрещают то, что раньше разрешалось, наказывают за то, на что раньше смотрели с милой улыбкой, дети, как уже отмечалось, растут капризными, упрямыми, непослушными. Используя разногласия между близкими, они приучаются лицемерить, хитрить. Более того, непонимание смысла наказания приводит к бурной реакции протеста, а иногда и к развитию невроза.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Предупреждение детской нервности

С давних времен было замечено различие характеров и темпераментов людей. Великий врач древней Греции Гиппократ разделял людей по темпераменту на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов. Выдающийся русский ученый акад. И. П. Павлов доказал, что различия темпераментов, или типов высшей нервной деятельности, связаны с особенностями основных нервных процессов. Этими процессами являются возбуждение и торможение. Возбудительный и тормозной…


К сильному типу относятся и холерики. Но у этих детей при активном возбудительном процессе отмечается слабость процесса торможения. Это особенно подвижные, непоседливые дети, не способные заняться чем-нибудь даже сравнительно короткое время. Задание, связанное с длительным пребыванием в одном положении, может явиться для них «сверхсильным», т. е. вызвать перенапряжение и без того слабого тормозного процесса, привести…


И. П. Павлов и его ученики доказали, что основой воспитания ребенка является выработка у него определенной системы рефлексов. Под рефлексом понимается ответная деятельность организма на то или иное раздражение при участии нервной системы. Раздражения внешней среды воспринимаются нашими органами чувств (глаза, уши и т.п.), передаются в мозг и вызывают возбуждение группы клеток коры головного мозга,…


До пяти или семи лет ребенок растет единственным в семье. Ему все разрешается, любое его желание немедленно удовлетворяется; он не имеет представления, что такое «нельзя». Но вот у него появляется брат или сестра. Помимо того, что любовь родителей и близких, которая раньше принадлежала ему одному, теперь поделена между двумя детьми (что иногда переживается болезненно), старший…


Рост Для определения роста, который должен иметь ребенок на том или ином году жизни, существует ориентировочный подсчет, который производится по формуле:  Н = 75 см + (5 см * Х), где: Н — рост обследуемого ребенка (в см); 75 см — средний рост малыша в возрасте одного года; 5 см — средняя годовая прибавка роста…