Главная / Родителям о детях / Особенности детского возраста / Дошкольный и школьные периоды / Воспитание надо начинать с самых первых месяцев жизни

Воспитание надо начинать с самых первых месяцев жизни

Воспитание надо начинать с самых первых месяцев жизни, так как именно в раннем возрасте у ребенка легко образуются стойкие и прочные условные рефлексы. Большое внимание необходимо уделить выработке пищевого рефлекса и правильной организации сна.

С первых месяцев жизни следует кормить ребенка и укладывать его спать в определенные часы (о чем подробно говорилось в предыдущих разделах книги). Как бы ни хотелось взрослым поиграть с малышом, ни в коем случае нельзя задерживать его отход ко сну.

И не только потому, что он «перегуляет», перевозбудится и долго не сможет заснуть, но и потому, что самый сон станет неспокойным, малыш будет вздрагивать во сне, часто просыпаться, кричать. Частое нарушение сна приведет к повышенной нервности ребенка.

Большое значение имеет своевременное воспитание навыков опрятности, для чего надо сначала вовремя менять мокрые пеленки, а затем постепенно приучать проситься на горшок. (Подробно об этом говорится в разделах «Грудной ребенок» и «Гигиена ребенка».) Несоблюдение этого правила приводит к тому, что ребенок и дальше растет неопрятным, нередко до полового созревания (а иногда и позже) мочится в постель, в штаны.

Уже с начала второго полугодия жизни следует вводить условный раздражитель — слово «нельзя», сочетая его с безусловным раздражителем (отведение ручки, если ребенок дергает мать за волосы, хлопает ее по лицу и т.п.).

Постепенно слово «нельзя» станет для малыша условным тормозом. Чрезвычайно важно, чтобы в семье было единое мнение о необходимости послушания.

Если мама запрещает, а бабушка разрешает, или обе запрещают, а папа разрешает, или запрещают то, что раньше разрешалось, наказывают за то, на что раньше смотрели с милой улыбкой, дети, как уже отмечалось, растут капризными, упрямыми, непослушными. Используя разногласия между близкими, они приучаются лицемерить, хитрить. Более того, непонимание смысла наказания приводит к бурной реакции протеста, а иногда и к развитию невроза.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Обмен веществ у детей имеет свои особенности Растущий и развивающийся организм требует непрерывного пополнения энергетических затрат и поступления пластических веществ, идущих на построение органов и тканей. Распределение энергии у ребенка отличается от взрослого тем, что значительная часть ее идет на рост и отложение питательных веществ, а меньшая расходуется на работу мышц! Основным обменом называется количество…


Подростковый период, или период полового созревания, длится с 11 — 12 до 15 — 16 лет. В это время происходит резкая функциональная перестройка большинства органов и систем человека. Среди изменений, наступающих в подростковый период, определяющими являются изменения в области желез внутренней секреции, особенно половых. Значительные изменения отмечаются также в состоянии нервной системы. Характерны и отклонения,…


Значительная неравномерность роста отдельных органов вызывает временное нарушение координаций движений — неуклюжесть, неповоротливость, угловатость — столь характерные для подростков. После 15 лет эти явления постепенно проходят. В подростковом периоде увеличивается количество и усиливается деятельность сальных желез, особенно у мальчиков, что нередко ведет в конце этого периода к появлению юношеских угрей. Изменяется и функция потовых желез….


Предупреждение детской нервности

С давних времен было замечено различие характеров и темпераментов людей. Великий врач древней Греции Гиппократ разделял людей по темпераменту на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов. Выдающийся русский ученый акад. И. П. Павлов доказал, что различия темпераментов, или типов высшей нервной деятельности, связаны с особенностями основных нервных процессов. Этими процессами являются возбуждение и торможение. Возбудительный и тормозной…


К сильному типу относятся и холерики. Но у этих детей при активном возбудительном процессе отмечается слабость процесса торможения. Это особенно подвижные, непоседливые дети, не способные заняться чем-нибудь даже сравнительно короткое время. Задание, связанное с длительным пребыванием в одном положении, может явиться для них «сверхсильным», т. е. вызвать перенапряжение и без того слабого тормозного процесса, привести…