Сердечнососудистая система

Сердечнососудистая система ребенка отличается большой выносливостью. Она легко приспосабливается к постоянно меняющимся условиям работы и бурно растущему организму. С возрастом меняется форма сердца, его положение в грудной клетке.

Но уже к шести годам сердце ребенка по форме и положению почти не отличается от сердца взрослого. Увеличение массы сердца у детей дошкольного возраста происходит почти параллельно нарастанию массы их тела.

Масса сердца в 6 — 7 лет в 5 — 52 раз больше массы сердца новорожденного, однако еще не достигает массы сердца взрослого человека. В 6 лет происходит дифференциация мышечной ткани сердца на слои. К 7 — 8 годам в основном заканчивается развитие нервного аппарата, регулирующего его деятельность. 

К 7 — 8 годам количество крови, выбрасываемой сердцем за один удар, по сравнению с новорожденным увеличивается в 9 — 10 раз.

Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца. С возрастом она уменьшается. Так, у ребенка 3 лет частота пульса в среднем составляет 107 — 110 ударов, у детей 5 лет — 100, 7 лет — 92 удара в минуту.

У взрослого же частота пульса в среднем равна 65 — 75 ударам в минуту. У детей первых лет жизни пульс очень неустойчив, часто не ритмичен, что связано с незрелостью нервной системы и с особенностями нервно-мышечного аппарата. Более устойчивым пульс становится к 6 — 7 годам.

У детей так же, как и у взрослых, во время сна он замедляется, а при возбуждении учащается, при этом изменяется не только частота, но и сила сердечных сокращений, повышается артериальное давление.

Резервные возможности сердечнососудистой системы детей не безграничны, и физическая нагрузка, которая способствует тренировке сердечнососудистой системы, должна быть обоснованной и систематической.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

И. П. Павлов и его ученики доказали, что основой воспитания ребенка является выработка у него определенной системы рефлексов. Под рефлексом понимается ответная деятельность организма на то или иное раздражение при участии нервной системы. Раздражения внешней среды воспринимаются нашими органами чувств (глаза, уши и т.п.), передаются в мозг и вызывают возбуждение группы клеток коры головного мозга,…


Воспитание надо начинать с самых первых месяцев жизни, так как именно в раннем возрасте у ребенка легко образуются стойкие и прочные условные рефлексы. Большое внимание необходимо уделить выработке пищевого рефлекса и правильной организации сна. С первых месяцев жизни следует кормить ребенка и укладывать его спать в определенные часы (о чем подробно говорилось в предыдущих разделах…


До пяти или семи лет ребенок растет единственным в семье. Ему все разрешается, любое его желание немедленно удовлетворяется; он не имеет представления, что такое «нельзя». Но вот у него появляется брат или сестра. Помимо того, что любовь родителей и близких, которая раньше принадлежала ему одному, теперь поделена между двумя детьми (что иногда переживается болезненно), старший…


Рост Для определения роста, который должен иметь ребенок на том или ином году жизни, существует ориентировочный подсчет, который производится по формуле:  Н = 75 см + (5 см * Х), где: Н — рост обследуемого ребенка (в см); 75 см — средний рост малыша в возрасте одного года; 5 см — средняя годовая прибавка роста…


Из Наташи С., очень способной и живой девочки, дома делали «чудо-ребенка». В детском саду она была любимицей воспитательницы, которая всячески выделяла Наташу из среды других детей. Девочка выступала на концертах, сама сочиняла стихи и рассказы. Кроме того, ее научили рисовать, лепить, часто вели с ней длинные беседы о литературе, о живописи и т. д. Наряду…