Девочка Наташа

Из Наташи С., очень способной и живой девочки, дома делали «чудо-ребенка». В детском саду она была любимицей воспитательницы, которая всячески выделяла Наташу из среды других детей. Девочка выступала на концертах, сама сочиняла стихи и рассказы.

Кроме того, ее научили рисовать, лепить, часто вели с ней длинные беседы о литературе, о живописи и т. д. Наряду с этим девочка была ограждена от каких бы то ни было обязанностей, вся работа по дому доставалась младшей сестре, спокойной, собранной девочке.

Постепенно Наташа и сама привыкла считать себя лучше, умнее и талантливее других.

Между тем домашняя обстановка сложилась неблагоприятно:
отец ушел из семьи, появился отчим, отношения с ним у Наташи стали неважными. Ее стали заставлять делать ту работу, от которой раньше она освобождалась. Неудивительно, что она делала это хуже младшей сестры, и ее стали справедливо упрекать.

Плохо сложились у нее отношения в классе. Наташа считала, что ее недостаточно ценят, не уделяют ей должного внимания, а только «используют» для выпуска стенгазеты. Девочка стала плохо учиться, у нее развилось недержание мочи, и она в 10 лет была положена в клинику нервных болезней.

Очень частой причиной детской нервности является неблагоприятная семейная обстановка:
скандалы, ссоры, распад семьи. Особенно тяжело отражается на детях пьянство отца или обоих родителей. Именно на этой почве происходят в семьях отвратительные сцены, травмирующие психику детей, уродующие их нравственно.

Как правило, дети алкоголиков плохо учатся, сторонятся товарищей, они угрюмы и замкнуты. Нередко, подражая взрослым, они сами приобщаются к алкоголю, попадают в дурную компанию, совершают хулиганские проступки.

Дети чрезвычайно чутко реагируют на малейшее неблагополучие в семье, становятся раздражительными, плаксивыми, у них нарушается сон, аппетит, уменьшается масса тела. На этой почве возникают тяжелые неврозы, вплоть до истерических параличей, припадков, слепоты, глухонемоты и других проявлений, которые часто трудно поддаются лечению. Необходимо помнить, что предупредить развитие неврозов у детей значительно легче, чем их лечить.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Предупреждение детской нервности

С давних времен было замечено различие характеров и темпераментов людей. Великий врач древней Греции Гиппократ разделял людей по темпераменту на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов. Выдающийся русский ученый акад. И. П. Павлов доказал, что различия темпераментов, или типов высшей нервной деятельности, связаны с особенностями основных нервных процессов. Этими процессами являются возбуждение и торможение. Возбудительный и тормозной…


К сильному типу относятся и холерики. Но у этих детей при активном возбудительном процессе отмечается слабость процесса торможения. Это особенно подвижные, непоседливые дети, не способные заняться чем-нибудь даже сравнительно короткое время. Задание, связанное с длительным пребыванием в одном положении, может явиться для них «сверхсильным», т. е. вызвать перенапряжение и без того слабого тормозного процесса, привести…


И. П. Павлов и его ученики доказали, что основой воспитания ребенка является выработка у него определенной системы рефлексов. Под рефлексом понимается ответная деятельность организма на то или иное раздражение при участии нервной системы. Раздражения внешней среды воспринимаются нашими органами чувств (глаза, уши и т.п.), передаются в мозг и вызывают возбуждение группы клеток коры головного мозга,…


Воспитание надо начинать с самых первых месяцев жизни, так как именно в раннем возрасте у ребенка легко образуются стойкие и прочные условные рефлексы. Большое внимание необходимо уделить выработке пищевого рефлекса и правильной организации сна. С первых месяцев жизни следует кормить ребенка и укладывать его спать в определенные часы (о чем подробно говорилось в предыдущих разделах…


Рост Для определения роста, который должен иметь ребенок на том или ином году жизни, существует ориентировочный подсчет, который производится по формуле:  Н = 75 см + (5 см * Х), где: Н — рост обследуемого ребенка (в см); 75 см — средний рост малыша в возрасте одного года; 5 см — средняя годовая прибавка роста…