Предупреждение детской нервности

«Нельзя!»С давних времен было замечено различие характеров и темпераментов людей. Великий врач древней Греции Гиппократ разделял людей по темпераменту на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов.

Выдающийся русский ученый акад. И. П. Павлов доказал, что различия темпераментов, или типов высшей нервной деятельности, связаны с особенностями основных нервных процессов.

Этими процессами являются возбуждение и торможение.
Возбудительный и тормозной процессы постоянно сменяют друг друга, что обеспечивает возможность переключения, т. е. перехода от одного состояния к другому (например, работа, отдых дома, сон). Все эти состояния характеризуются различной степенью напряжения возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга.

При преобладании возбудительного процесса дети очень подвижны, веселы, жизнерадостны, общительны, любознательны (сангвиники). Увлеченные игрой или каким-либо делом, которое их интересует, они способны заниматься ими долго, но если занятие покажется им скучным, быстро отвлекаются. При преобладании тормозного процесса дети более медлительны, спокойны, трудолюбивы, настойчивы.

Они могут длительно заниматься одним делом, но не любят, когда их отвлекают, им трудно сразу переключиться на другое занятие (флегматики). Эти особенности возбудительного и тормозного процессов, подвижность их необходимо учитывать при воспитании ребенка. Очень важно учитывать и силу нервных процессов у ребенка, с которой связана способность клеток коры головного мозга давать правильный ответ на различные раздражения окружающей среды.

И флегматики, и сангвиники относятся к сильным типам, способным правильно реагировать даже на сильные раздражения. Эти дети реже дают срывы нервной деятельности, т. е. неврозы.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Опорно-двигательный аппарат ребенка

Опорно-двигательный аппарат ребенка включает костный скелет, суставы, связки, мышцы. От правильного развития его зависят не только передвижение, познавание окружающего мира, способность к самообслуживанию, но и приобретение трудовых навыков, а также возможность широкого выбора профессии. Костный скелет, наряду с выполнением опорной функции, осуществляет и функцию защиты внутренних органов. Основой, или стержнем, его служит позвоночный столб. Окостенение…


Постоянные замечания, окрики, запрещения, подавление инициативы приводят либо к развитию упрямства, злобности с активным выражением протеста, либо (особенно у детей с более слабой нервной системой) к безволию, апатии. Надо возможно реже прибегать к строгости, наказанию и лишь после того, как исчерпаны другие меры воздействия. Большое значение в предупреждении детской нервности имеет режим дня с учетом…


К началу дошкольного периода, т.е. к трем годам жизни, у ребенка имеются уже все двадцать молочных зубов. Смена их начинается с 57 лет и происходит почти в том же порядке, что и прорезывание на 1 — 2-м годах жизни. В 5 — 7 лет прорезываются первые постоянные коренные зубы. Обучение детей правильному уходу за зубами…


Кожа у детей очень нежная и тонкая, она обильно снабжена кровеносными сосудами. Ее состояние, окраска, эластичность позволяют до некоторой степени судить о состоянии здоровья ребенка.  Функции кожи многогранны. Она является защитным покровом, регулирует отдачу тепла, активно участвует в газовом обмене. Через кожу, благодаря тому что у детей площадь кожного покрова, приходящаяся на один килограмм массы…


Органы дыхания

Особенности органов дыхания у детей первых трех лет жизни описаны в соответствующих разделах. В дошкольном возрасте, к 6 — 7 годам, заканчивается формирование структуры легочных долек, завершается их дифференцировка. Дыхание становится глубже и реже. Если у малыша 2 — 3 лет частота дыхания равна 28 — 31 в минуту, то в возрасте от 4 до…