Бронхиальная астма (лечение)

Лечение бронхиальной астмы должно учитывать индивидуальные особенности больного ребенка, период заболевания и характер изменений дыхательной системы.

Оно прежде всего направлено на устранение имеющихся нарушений бронхиальной проходимости, но, учитывая этиологию и патогенез страдания, нужно стремиться, чтобы комплексное лечение обеспечило улучшение и нормализацию функции нервной системы и ее вегетативных отделов, компенсацию развивающейся дыхательной недостаточности, а в дальнейшем нормализацию функции внешнего дыхания, десенсибилизацию организма, улучшение и нормализацию деятельности других внутренних органов, вовлеченных в патологический процесс, уменьшение и ликвидацию воспалительных изменений дыхательных путей, ликвидацию очагов инфекции.

Купированию приступа астмы способствует назначение адреналина и адреномиметических препаратов (эфедрин, изадрин) в комбинации с антигистаминными средствами и эуфиллином, солутана и других препаратов, содержащих атропин. Бронхолитические средства сочетают с антигистаминными (димедрол, пипольфен, тавегил, супрастин и др.). При тяжелых приступах оправдано назначение глюкокортикоидов.

В пост- и межприступном периодах проводится десенсибилизирующая терапия. Специфическая десенсибилизация достигается путем введения вакцин из бактериальных и небактериальных аллергенов, не- специфическая — путем введения гистаглобина. Диетотерапия больных бронхиальной астмой предусматривает ограничение углеводов и животных белков, а также исключение продуктов, вызывающих аллергическую реакцию или богатых экстрактивными веществами.

Существенная сторона комплексного лечения — санация очагов инфекции и подавление инфекционного агента. Вместе с тем принимаются меры для повышения неспецифической сопротивляемости. В комплексной терапии бронхиальной астмы все лечебные средства (медикаментозные, диета, витамины, физиотерапия, лечебная физкультура) применяются на фоне лечебно-охранительного режима с широким использованием принципов лечебной педагогики и психотерапии.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

В послеоперационном периоде методика зависит от вида порока и характера оперативного вмешательства, при этом следует учитывать происходящие после операции изменения гемодинамики. Необходимо четкое представление о характере операции для правильного понимания задач и методики лечебной физкультуры. В раннем послеоперационном периоде занятия начинают в первые сутки после операции, включая дыхательные упражнения, кашлевые движения, упражнения для малых мышечных…


Эндокардит бактериальный (септический эндокардит) может сопутствовать многим заболеваниям сердца у детей и развиваться самостоятельно. Этиология бактериального эндокардита чаще всего связана с зеленящим и гемолитическим стрептококком, реже — со стафилококком и энтерококком. В патогенезе имеют значение развивающиеся бактериемия, снижение реактивности организма и изменение его иммунобиологических свойств, снижение устойчивости тканей сердца к повреждающим воздействиям (гипоксии и др.)….


Полиартрит инфекционно-аллергический — рецидивирующий синовит, возникающий при очаговой (стрептококковой) инфекции, доброкачественный по течению, полностью обратимый. Встречается примерно в 6% от всех заболеваний суставов в детском возрасте, чаще у школьников. Этиология Заболевание вызывается различной микробной флорой, чаще стрептококком, возникает вскоре после перенесенной ребенком ангины, обострения тонзиллита, синуита. Патогенез Под воздействием микробного агента развивается типичная аллергическая реакция…


Ателектаз — патологическое безвоздушное состояние легких или его части, развивающееся в результате нарушения бронхиальной проходимости из-за закупорки бронха инородным телом, вследствие стеноза или бронхоспазма либо в результате сдавления легких. Этиологическими факторами являются: инородные тела, аспирированные в бронх, пневмонии, туберкулез, осложнившиеся попаданием в бронхи гнойной мокроты, слизи, казеозных масс, бронхиальная астма, плевриты, опухоли легких. Ателектаз может…


На общем режиме, в периоде остаточных явлений, а также в поликлинике при занятиях с детьми, перенесшими плевропневмонию, используются динамические дыхательные упражнения с так называемым встречным дыханием, когда развертывание грудной клетки и ее растяжение при движении сопровождаются не обычным для такого положения вдохом, а выдохом, что позволяет разделить париетальный и висцеральный листки плевры, растягивая образовавшиеся спайки….