Лечение пневмоний у детей дошкольного и школьного возраста

Лечение пневмоний у детей дошкольного и школьного возраста проводят по принципам этиопатогенетической комплексной терапии на фоне лечебно-охранительного режима, создающего необходимые предпосылки для восстановления нормальной реактивности и защитных сил организма ребенка. В остром периоде, разгаре клинических проявлений назначают постельный режим, который продолжается не менее 3 дней после снижения температуры и исчезновения клинических признаков дыхательной недостаточности.

Клинико-рентгенологические признаки обратного развития пневмонии и удовлетворительное состояние ребенка при нормальной температуре и дыхательной недостаточности (ДН) не выше I степени позволяют перевести его на палатный режим. Наконец, при переходе пневмонии в период остаточных явлений и выздоровления назначается общий больничный режим. С целью компенсации дыхательной недостаточности в остром периоде пневмонии проводится оксигено- и аэротерапия. Кислород дается в увлажненном виде под контролем его содержания во вдыхаемой смеси и газового состава альвеолярного воздуха в крови.

Принимаются меры к улучшению и восстановлению нарушенной бронхиальной проходимости, Используются аэрозоли с соответствующими добавками, некоторые средства лечебной физкультуры, стимулирующие дренажную функцию бронхов. Антибактериальную терапию обычно начинают до получения результатов посева мокроты, позволяющих провести коррекцию лечения, с назначения антибиотиков широкого спектра действия, основываясь на предполагаемом возбудителе с учетом состояния ребенка, сопутствующих заболеваний и имеющихся осложнений.

Рациональная антибиотикотерапия проводится с соблюдением ее ведущих принципов — раннее начало, обоснованный выбор антибиотиков или комбинации с учетом их совместимости, правильная дозировка, эффективный способ введения, достаточная длительность лечебного курса.

Важное место в комплексном лечении пневмонии занимают физиотерапевтические средства — УВЧ, СВЧ с помощью аппарата «Луч-2», электрофорез, электросон и т. д. Диетотерапия в период лихорадочных явлений и признаков дыхательной недостаточности сводится к уменьшению общего количества пищи, механическому и химическому щажению с одновременным увеличением количества жидкости, в периодах обратного развития и остаточных явлений — пища полноценная, стимулирующая репаративные процессы в дыхательной системе и других органах, легко усваиваемая. Витаминотерапия, способствующая восстановлению тканевого дыхания, предупреждающая осложнения от антибактериальной терапии, имеет важное значение, детям назначаются препараты витамина С, группы В и А.

Не потеряла значения в лечении пневмоний и симптоматическая терапия — жаропонижающие средства, отхаркивающие, отвлекающие. В последние годы с успехом применяется фитотерапия.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Гипотонические состояния — стойкое понижение артериального давления, возникающее у детей в результате нейроциркуляторных нарушений, реже — в результате недостаточной функции надпочечников, щитовидной железы, гипофиза. Гипотонические состояния могут появиться в результате длительного воздействия интоксикации, физических и эмоциональных перенапряжений, а также при некоторых заболеваниях. Клиника проявляется жалобами на слабость, повышенную утомляемость, сонливость, иногда головную боль, раздражительность, боли в…


Лечебная физкультура в активной фазе ревматизма направлена на решение перечисленных задач, адекватных особенностям метода. Клинико-физиологическим обоснованием для использования лечебной физкультуры при поражениях сердца является возможность компенсации недостаточности кровообращения за счет активизации экстракардиальных факторов кровообращения с помощью средств лечебной физкультуры. Такое влияние оказывают дыхательные движения, увеличивающие присасывающее действие грудной клетки по отношению к венозному кровотоку, мышечные…


Лечебная физкультура применяется в строгом соответствии и сочетании с лечебно-охранительным режимом, медикаментозной терапией, физиотерапией, лечебным питанием и другими видами комплексной терапии. При выраженном обострении ревматоидного артрита назначается постельный режим. Специальная укладка предупреждает возможные контрактуры и деформации, в ряде случаев применяется иммобилизация с помощью лонгет или гипсовой кроватки. Лечебная физкультура проводится в форме индивидуальных занятий с…


Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка. Важнейшие из морфологических особенностей сводятся к «экспираторному» строению грудной клетки (как бы находящейся в состоянии вдоха) в раннем возрасте, сравнительной узости трахеи, бронхов и бронхиол, богатой васкуляризации легких, слизистой оболочки…


Лечебная физкультура назначается во все периоды лечения хронического бронхита как средство патогенетической и неспецифической стимулирующей терапии. Физические упражнения, вовлекающие в работу мышцы грудной клетки и верхних конечностей, способствуют резкому усилению их лимфо- и кровоснабжения, что, в свою очередь, обеспечивает улучшение лимфо- и кровоснабжения бронхолегочной системы в силу анатомических, функциональных и моторно-висцеральных взаимоотношений. Таким образом, эта…