Полиомиелит (систематическая работа)
Более сложным является применение лечебной физкультуры при операциях с пересадками мышц в случаях, когда имеются поражения их определенных групп, а антагонисты сохранили достаточную функцию.
Например, сгибатель коленного сустава не поврежден, а четырехглавая мышца как разгибатель коленного сустава не функционирует и разгибание отсутствует. В этом случае дистальный конец короткой головки двуглавой мышцы бедра может быть перемещен на переднюю поверхность голени (на месте прикрепления четырехглавой мышцы бедра), а длинная головка этой (двуглавой) мышцы остается на своем месте.
В таких случаях (пересадки сухожилия) перед лечебной физкультурой встает сложная задача добиться реципрокных отношений между двумя головками одной и той же мышцы. Занятия начинаются в ранние сроки, еще в гипсовой повязке. Контроль за выполнением двигательного задания осуществляется через вырезанное в ней «окошко».
При этом вначале дается задание на выполнение прежней функции — сгибания в коленном суставе, выполняемого в изометрическом (изменение длины мышцы) режиме. Таким образом, больной обучается напряжению пересаженной мышцы. После снятия гипсовой повязки начинается длительная и упорная тренировка новой функции пересаженной мышцы, раздельно для каждой головки двуглавой мышцы бедра. Постепенно ребенок обучается поочередному напряжению мышц-антагонистов, а затем осуществляется переход к движению в коленном суставе с выполнением разгибания пересаженной мышцей.
Упражнения с полной нагрузкой даются через 2—3 мес после операции. Таким образом обеспечиваются не только сгибание и разгибание в коленном суставе, но и согласованное напряжение головок обеих мышц, фиксирующее его. В дальнейшем эти функции тренируются в ходьбе. Систематическая работа приводит к образованию новых условных связей, обеспечивая возможную нормализацию двигательного акта. На всем протяжении тренировки применяется общий и точечный массаж, избирательно, в зависимости от особенностей становления координированных движений.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
С переходом на полупостельный режим назначаются занятия лечебной физкультурой. Основными задачами в этот период являются: содействовать общему укреплению организма и улучшению координации движений, обеспечивая осторожный постепенный переход к общей нагрузке (до среднего уровня). Главными средствами для решения поставленных задач являются: дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и постепенное включение большего числа общеразвивающих упражнений для всех мышечных…
Средства для достижения поставленной цели: массаж с приемами поглаживания, растирания, разминания. Включаются упражнения с помощью, а по мере восстановления двигательных функций переходят к активным упражнениям пораженных конечностей и к упражнениям для всех частей тела, в том числе с переменой его положений (переход из положения сидя в положение лежа и, если возможно, вставание с опорой на…
Паралич детский церебральный — заболевание головного мозга, возникающее внутриутробно, при родах или в период новорожденное под влиянием различных вредных факторов. Этиологическими факторами считаются: дефекты зародышевой плазмы, вредные воздействия на эмбрион, плод в связи с хроническим или инфекционными заболеваниями матери и другими вредными влияниями на ее организм во время беременности, химические (в том числе лекарственные), механические (при…
Лечебная физкультура и массаж применяются с целью восстановления движений во всех суставах и развития ручных действий в соответствии с возрастными особенностями, а также для обеспечения нормального психомоторного развития ребенка. Выделяются три периода занятий лечебной физкультурой. Первый период — от рождения до 2 мес. Задачи сводятся к предупреждению атрофии пораженных мышц, образования контрактур, стимуляции трофических процессов….
Лечебная физкультура назначается больному после выведения его из шокового состояния. Задачи лечебной физкультуры — противодействовать возникновению вторичных осложнений со стороны внутренних органов и двигательного аппарата, способствовать восстановлению или компенсации нарушенных функций, адаптации больного ребенка к последовательному расширению двигательного режима, повышению уровня неспецифической сопротивляемости организма. В первые дни применяются общетонизирующие, дыхательные, а также пассивные упражнения для…