Травмы периферических нервов (ЛФК)

Физические упражнения содействуют поддержанию общего тонуса организма больного. Систематическое выполнение физических упражнений положительно влияет на трофику тканей, противодействует развитию вторичных изменений в мышцах и суставно-двигательном аппарате. Применение физических упражнений противопоказано лишь при резко выраженном болевом синдроме и тяжелом общем состоянии.

Задачи лечебной физкультуры: поддержать общий тонус организма, способствовать регенерации пораженного нервного ствола, улучшать трофику тканей, предупреждать развитие мышечных атрофии и контрактур в суставах, способствовать постепенному укреплению денервированных мышц, восстановлению нарушенных движений. Больным с нарушением проводимости периферических нервов лечебная физкультура назначается в первые дни после травмы.

В зависимости от общего состояния, локализации повреждения и двигательных возможностей больной может находиться на постельном, палатном или общем режиме. Для предотвращения образования контрактур используются укладки и пассивные движения. Они выполняются медленно, с умеренной амплитудой. Эти упражнения в сочетании с посылкой импульсов к их выполнению содействуют восстановлению нарушенной иннервации.

Активные упражнения подбираются с учетом того, какой нервный ствол поврежден и какие двигательные функции нарушены. Используются те движения, которые осуществляются мышцами, иннервируемыми поврежденным нервом. Вначале активные движения выполняются из облегченных исходных положений, при которых исключается масса соответствующего сегмента конечностей. Затем облегченные исходные положения сменяются обычными. Упражнения выполняются «дробными» дозами. По мере восстановления силы паретичных мышц включаются упражнения с сопротивлением, с отягощением.

В промежутках между занятиями пораженная конечность фиксируется в функционально-правильном положении (фиксация отвисающей кисти лонгетой, стопы — эластичной тягой и т. п.). В случае необходимости хирургического лечения в период подготовки к операции при занятиях лечебной физкультурой используются общеразвивающие упражнения, а также пассивные (для сохранения подвижности суставов) и в посылке импульсов к сокращению мышц (идеомоторные). После операции, на фоне стимулирующего Воздействия, формируются необходимые компенсации, обеспечиваются восстановление проводимости нерва, регенерация нервного ствола.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Для большей заинтересованности больного можно вести дневник с оценками, поставленными с участием самого больного. Упражнение 5 может быть проведено как игровое задание, например, в течение минуты поймать и бросить мяч определенное число раз. Выполнение задания или его превышение оценивается как выигрыш больного. Каждое упражнение повторяется 3—4 раза, а для крупных мышц 1—2 раза. Общая физическая…


Лечение в основном медикаментозное, с соблюдением ограниченного двигательного режима с учетом формы и тяжести клинических симптомов, а также сопутствующих заболеваний. При отсутствии грубых бульбарных и дыхательных расстройств удается, как правило, добиться успеха от применения антихолинэстеразных препаратов. В ряде случаев применяется оперативное лечение — тимэктомия, после чего у детей бывают длительные положительные сдвиги. Лечебная физическая культура…


После удаления опухоли средства лечебной физкультуры содействуют замещению и восстановлению нарушенных функций, образованию новых условнорефлекторных связей. Степень обратного развития симптомов зависит от того, насколько велико разрушение вещества мозга, произведенное опухолью и при оперативном вмешательстве. Занятия лечебной физкультурой начинаются в первые дни после операции, в условиях реанимационного отделения. Для поддержания жизненно важных функций организма и предотвращения…


Для поддержания интереса и в качестве средства воспитания коллективных действий включаются игры, которые по своему содержанию должны соответствовать возможностям больных. Такова игра «горячий мяч» для группы больных, с трудом передвигающихся, она рассчитана на выработку скорости реакции, точности движений и эмоциональный подъем: дети ложатся по кругу так, чтобы в центре образовалась свободная площадка 1—1,5 м в…


Различают сотрясение, ушиб, частичный или полный перерыв нерва. Патогенез При сотрясении и ушибе нерва временно нарушается его проводимость. Кроме того, механическое повреждение нерва приводит к частичному, а иногда полному нарушению функции. Анатомический же перерыв нерва вызывает длительное ее выпадение. Клиника Тонус мышц, иннервируемых пораженным нервом, понижен. Сухожильные рефлексы отсутствуют. Нарастают мышечные атрофии. Исчезает электровозбудимость мышц….