Один из важнейших факторов развития в онтогенезе

Важной стороной стимулирующего эффекта физических упражнений, подвижных игр и регламентируемой двигательной деятельности является выравнивание усиливающегося при патологии гетерохронизмаморфофункциональных систем. По мнению академика П. К. Анохина, неравномерность созревания упомянутых систем — один из важнейших факторов развития в онтогенезе. В обычных условиях развития здорового ребенка каждая динамическая функциональная система объединяет физиологические структуры, находящиеся на разных стадиях морфологического созревания и функционального совершенствования.

Такое объединение и обусловливает ускорение созревания структур, отстающих в развитии. Наибольшими возможностями в этом отношении обладает двигательная функциональная система, вовлекающая в осуществление мышечных сокращений и их обеспечение большинство органов детского организма. При включении в комплексную терапию лечебной физкультуры возникает не только адаптация к физической нагрузке за счет реакций всего организма ребёнка, но и расширение возможностей пораженной патологическим процессом системы.

Последнее объясняется тем, что интактные, не вовлеченные в болезнь структурные компоненты функциональной системы, стимулируют ее деятельность. Ценнейшими проявлениями стимулирующего действия средств лечебной физической культуры являются повышение эмоционального тонуса больных, снятие возбужденного или угнетенного состояния, возникающее у ребенка, по образному выражению И. П. Павлова, чувство «мышечной радости».

Развитию положительных эмоций способствуют не только сами упражнения и подвижные игры, но и соответствующая обстановка, пособия кабинета лечебной физической культуры, музыкальное сопровождение, игрушки, спортивная форма и т. д. Широко используется стимулирующий эффект занятий лечебной физической культурой для повышения неспецифической сопротивляемости детского организма.

Установлено, что при патологических состояниях снижается уровень жизнедеятельности организма, что представляет собой проявление биологической защитной реакции, обеспечивающей снижение скорости развития болезни. Однако такая реакция приводит к одновременному снижению некоторых приспособительных или регуляторных функций. Раннее и эффективное включение собственных приспособительных реакций в ответ на привычный раздражитель в виде мышечного сокращения во многом определяет скорость выздоровления и полноту последующей реабилитации.

Необходимо заметить, что среди других средств стимулирующего или тонизирующего действия физические упражнения обладают несомненными преимуществами, заключающимися в их физиологичности, легкости дозировки, отсутствии побочных действий или кумулятивного эффекта.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Метание — движение ациклического типа, прикладной, скоростно-силовой вид физических упражнений. Метание, бросание и ловля предметов способствуют развитию и укреплению мышц верхних конечностей и грудной клетки, развитию ловкости и координации движений. Подготовительными к развитию двигательного навыка метания движениями являются бросание, катание мяча или других предметов. Развитие навыка начинается со 2-го полугодия жизни, когда ребенок выпускает из…


При этом, как правило, уровень артериального давления и частота сердечных сокращений существенно не увеличиваются, наоборот, наблюдаются урежение сердечного ритма, уменьшение периферического сопротивления. Даже легкие приемы массажа значительно ускоряют передвижение лимфы по сосудам и приток питательных веществ к тканям массируемого участка. Влияние массажа на лимфоток, уровень лимфоснабжения тканей объясняют трофический эффект, ибо лимфа обеспечивает тонкие процессы…


Закаливание водой — более энергичное воздействие, начинают его, как правило, после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры разделяются на местные и общие. Для тех и других вода охлаждается постепенно, первые процедуры проводятся водой индифферентной температуры. У больных детей особенно важны постепенность и систематичность увеличения холодового действия воды, учитывая ее большую теплопроводность (в 30 раз больше,…


Исходя из лечебных задач и состава больных, занятия можно проводить индивидуально, групповым или малогрупповым способом. Индивидуальное занятие включает в определенном порядке и в соответствии с лечебными целями все показанные данному ребенку средства: массаж, гимнастические упражнения, игры. В зависимости от возможностей лечебного учреждения и характера патологического процесса оно может проводиться в боксе, палате или специально оборудованном…


Содержание остальных форм лечебной физкультуры в детских лечебных и лечебно-профилактических учреждениях у детей дошкольного возраста тесно связывается с содержанием специальных занятий. Физические упражнения и подвижные игры, включаемые в содержание прогулок и в периоды бодрствования и самостоятельных занятий под наблюдением воспитателя, подбираются так, чтобы создать определенный двигательный опыт, способствовать закреплению двигательных навыков, точность которых определяется структурой…