Трофическое действие средств лечебной физкультуры

Трофическое действие средств лечебной физкультуры проявляется в общем и направленном изменении обмена веществ в мышцах и внутренних органах, связанных с работой определенных мышечных групп. Оно способствует усилению процессов регенерации и репарации, ускорению резорбции воспалительного экссудата и обратному развитию воспаления в целом. В клинике внутренних болезней у детей воздействие средств лечебной физкультуры на трофику используется для целенаправленного изменения обмена веществ, например при гипотрофии, эндокринных нарушениях и т. д.

Так, при нарушениях жирового обмена физические упражнения способствуют преимущественному окислению жиров и восстановлению извращенных звеньев обменных процессов. При рахитических изменениях в мышцах физические упражнения обеспечивают выравнивание синтеза и ресинтеза макроэргических соединений. В основе трофического действия лечебной физкультуры лежат сложные биохимические и физиологические сдвиги, направленные на восстановление энергетического потенциала мышц. С одной стороны, изменение обмена веществ в мышцах связано с общими изменениями внутренних органов в рамках стимулирующего действия. С другой стороны, трофическое действие связано с непосредственным усилением окислительно-восстановительных процессов в зависимости от функциональной нагрузки, без обязательного изменения условий кровоснабжения. В этом отражается адаптационно-трофическое влияние нервной системы, установленное Л. А. Орбели и А. Г. Гинецинским.

Тесная биологическая зависимость функции и структуры применительно к мышечной работе проявляется и установленной В. В. Париным и Ф. З. Меереоном связью мышечной массы, уровня синтеза сократительного белка с величиной их функционирования. Таким образом, используя висцеро-висцеральные и моторно-висцеральные рефлекторные взаимоотношения, можно подобрать физические упражнения, чтобы трофическое их действие локализовалось именно в данной области или на данном органе. Специальный подбор упражнений способствует, например, уменьшению и ликвидации воспалительных изменений в легких, бронхах, желудочно-кишечном тракте.

Трофическое действие средств лечебной физкультуры проявляется предупреждением атрофических и дегенеративных процессов, ускорением местных и общих морфологических компонентов саногенеза. Эффективно используется этот механизм действия для ускорения процессов регенерации после оперативных вмешательств и травм. Физические упражнения и увеличивающиеся требования к функции восстанавливающейся после травмы кости способствуют перестройке костной мозоли, превращению ее из бесструктурной в структурную. Трофическое действие лечебной физкультуры позволяет при параличах и парезах приостановить и компенсировать развивающуюся атрофию.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Строевые упражнения — физические упражнения, способствующие организации действий детей в коллективе при проведении различных форм лечебной физкультуры и физического воспитания. Построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты используются для организованного и быстрого размещения детей в кабинете лечебной физкультуры, приучают их к определенному порядку и согласованию действий с действиями других детей. Строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки и…


Гигиенический массаж Гигиенический массаж используется для общеукрепляющего действия на организм, профилактики заболеваний. Применяется чаще всего в виде общего массажа. Косметический массаж, направленный на уход за кожей шеи, лица и пр., для предупреждения преждевременного ее старения, с использованием специальных приемов, является разновидностью гигиенического массажа. Спортивный массаж Спортивный массаж применяется с учетом особенностей отдельных видов спорта, гимнастики…


Правильное понимание процессов, происходящих в организме больного ребенка при выполнении физических упражнений, участии в подвижных играх, во время массажа, закаливающих процедур, определяет действия врача как на этапе решения вопроса о показаниях или противопоказаниях к назначению лечебной физкультуры, так и на этапе реализации назначений и подбора адекватных средств. Упомянутые процессы прежде всего вызываются мышечной работой, производимой…


С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач, занятие подразделяется на три части. В первой, вводной части, осуществляются подготовка к повышенному уровню нагрузки, необходимая сонастроенность функциональных систем организма, обеспечивающая наилучшее действие средств лечебной физкультуры. С помощью определенных методических приемов (построение, перестроение, упражнения на внимание и координацию) обеспечиваются организация детей, сосредоточение их внимания, необходимый…


Они обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и рядом особенностей психической деятельности. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, формированием мышц, сухожилий и суставного аппарата. В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеют…