Условия утренней гимнастики

В некоторых случаях, особенно при проведении гимнастики в зале, целесообразно использование исходного положения лежа. Некоторые особенности отличают утреннюю гимнастику, проводимую с детьми, находящимися на постельном режиме в однопрофильных стационарах и травматологических отделениях. В этом случае она решает и частные лечебные задачи с включением соответствующих средств.

Начинают гимнастику с такими детьми дисциплинирующей командой, сосредоточивая их внимание. В первой части проводятся «ходьба» на месте в исходном положении лежа, потягивание, дыхательные упражнения, затем последовательно включаются упражнения для рук, грудной клетки, брюшного пресса, боковых мышц туловища, нижних конечностей (повороты туловища, приподнимание таза, переходы в положение сидя и т. д.), в заключительной части — дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении, игра на внимание.

Специальные упражнения включаются в среднюю часть, в которой проводятся и общеразвивающие (для большинства мышечных групп). Утренняя гимнастика, имеющая, кроме оздоровительной и лечебной, еще и большую воспитательную ценность, проводится в строго закрепленные в режиме дня больничного или санаторного учреждения часы с соблюдением следующих правил. Ее обязательно проводят со всеми больными детьми, находящимися на данном режиме, если им назначена лечебная физкультура.

Кроме того, она может назначаться и детям при заболеваниях, при которых лечебная физкультура решает задачи только неспецифической стимулирующей терапии. Утренняя гимнастика проводится в соответствующих гигиенических условиях, хорошо проветренной палате или рекреационном помещении, на специально оборудованной площадке. Персонал отделения и учреждения не должен отвлекать больных детей разговорами, шумом, а тем более выполнением других назначений и манипуляций.

Содержание утренней гимнастики должно меняться с определенной периодичностью, зависящей от состава больных, их возраста и вида лечебно-профилактического учреждения. Эффективность лечебно-воспитательного воздействия утренней гимнастики повышается при музыкальном сопровождении, использовании физкультурной формы или иной специальной одежды.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Лазание, так же как ходьба и бег, относится к основным движениям циклического типа с широким вовлечением в работу многих мышечных групп. В связи с этим лазание, ползание и их разновидности (подлезание, перелезание, влезание, пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб. Двигательный навык ползания начинает развиваться на 5-м месяце…


Массаж — средство лечебной физкультуры, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами. Эти приемы выполняются руками массажиста или специальными аппаратами, вызывая в первую очередь возбуждение механорецепторов. К ним относятся распространенные по всему телу рецепторы кожи, раздражаемые прикосновением, давлением, ударами и пр., рецепторы мышечно-суставного чувства (проприорецепторы) и рецепторы внутренних органов (интерорецепторы),…


Капилляры кожи у детей имеют более широкий просвет и расположены поверхностнее. При анатомических предпосылках к легкому охлаждению или перегреву тела ребенок отличается незаконченностью и функциональным несовершенством нервно-рефлекторной регуляции температуры тела. Закаливающие процедуры, адекватные физиологическим возможностям терморегуляции, способствуют ее совершенствованию. В результате систематического влияния закаливающих процедур увеличивается скорость ответных реакций вазомоторов кожных сосудов, совершенствуются рефлекторные ответные…


Суммарная физическая нагрузка при выполнении всех упражнений и подвижных игр во время проведения занятий либо других форм лечебной физкультуры по своей интенсивности делится на три степени: малую, среднюю и большую. Малая нагрузка достигается использованием в занятиях хорошо знакомых ребенку и освоенных элементарных движений за счет малых и средних мышечных групп. Число повторений — не более 3-4,…


К 6 годам появляется навык пружинистого приземления при прыжке с перекатом с носка на пятку или с пятки на носок, но он наблюдается не у всех детей, мягкость приземления вырабатывается медленно, координация движений при толчке, полете и приземлении зависит от длительности и характера применяемых упражнений. Из возрастных физиологических особенностей ребенка дошкольного возраста, безусловно, учитываемых в…