Условия утренней гимнастики
В некоторых случаях, особенно при проведении гимнастики в зале, целесообразно использование исходного положения лежа. Некоторые особенности отличают утреннюю гимнастику, проводимую с детьми, находящимися на постельном режиме в однопрофильных стационарах и травматологических отделениях. В этом случае она решает и частные лечебные задачи с включением соответствующих средств.
Начинают гимнастику с такими детьми дисциплинирующей командой, сосредоточивая их внимание. В первой части проводятся «ходьба» на месте в исходном положении лежа, потягивание, дыхательные упражнения, затем последовательно включаются упражнения для рук, грудной клетки, брюшного пресса, боковых мышц туловища, нижних конечностей (повороты туловища, приподнимание таза, переходы в положение сидя и т. д.), в заключительной части — дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении, игра на внимание.
Специальные упражнения включаются в среднюю часть, в которой проводятся и общеразвивающие (для большинства мышечных групп). Утренняя гимнастика, имеющая, кроме оздоровительной и лечебной, еще и большую воспитательную ценность, проводится в строго закрепленные в режиме дня больничного или санаторного учреждения часы с соблюдением следующих правил. Ее обязательно проводят со всеми больными детьми, находящимися на данном режиме, если им назначена лечебная физкультура.
Кроме того, она может назначаться и детям при заболеваниях, при которых лечебная физкультура решает задачи только неспецифической стимулирующей терапии. Утренняя гимнастика проводится в соответствующих гигиенических условиях, хорошо проветренной палате или рекреационном помещении, на специально оборудованной площадке. Персонал отделения и учреждения не должен отвлекать больных детей разговорами, шумом, а тем более выполнением других назначений и манипуляций.
Содержание утренней гимнастики должно меняться с определенной периодичностью, зависящей от состава больных, их возраста и вида лечебно-профилактического учреждения. Эффективность лечебно-воспитательного воздействия утренней гимнастики повышается при музыкальном сопровождении, использовании физкультурной формы или иной специальной одежды.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
Строевые упражнения — физические упражнения, способствующие организации действий детей в коллективе при проведении различных форм лечебной физкультуры и физического воспитания. Построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты используются для организованного и быстрого размещения детей в кабинете лечебной физкультуры, приучают их к определенному порядку и согласованию действий с действиями других детей. Строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки и…
Гигиенический массаж Гигиенический массаж используется для общеукрепляющего действия на организм, профилактики заболеваний. Применяется чаще всего в виде общего массажа. Косметический массаж, направленный на уход за кожей шеи, лица и пр., для предупреждения преждевременного ее старения, с использованием специальных приемов, является разновидностью гигиенического массажа. Спортивный массаж Спортивный массаж применяется с учетом особенностей отдельных видов спорта, гимнастики…
Правильное понимание процессов, происходящих в организме больного ребенка при выполнении физических упражнений, участии в подвижных играх, во время массажа, закаливающих процедур, определяет действия врача как на этапе решения вопроса о показаниях или противопоказаниях к назначению лечебной физкультуры, так и на этапе реализации назначений и подбора адекватных средств. Упомянутые процессы прежде всего вызываются мышечной работой, производимой…
Исходя из лечебных задач и состава больных, занятия можно проводить индивидуально, групповым или малогрупповым способом. Индивидуальное занятие включает в определенном порядке и в соответствии с лечебными целями все показанные данному ребенку средства: массаж, гимнастические упражнения, игры. В зависимости от возможностей лечебного учреждения и характера патологического процесса оно может проводиться в боксе, палате или специально оборудованном…
Они обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и рядом особенностей психической деятельности. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, формированием мышц, сухожилий и суставного аппарата. В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеют…