Условия утренней гимнастики
В некоторых случаях, особенно при проведении гимнастики в зале, целесообразно использование исходного положения лежа. Некоторые особенности отличают утреннюю гимнастику, проводимую с детьми, находящимися на постельном режиме в однопрофильных стационарах и травматологических отделениях. В этом случае она решает и частные лечебные задачи с включением соответствующих средств.
Начинают гимнастику с такими детьми дисциплинирующей командой, сосредоточивая их внимание. В первой части проводятся «ходьба» на месте в исходном положении лежа, потягивание, дыхательные упражнения, затем последовательно включаются упражнения для рук, грудной клетки, брюшного пресса, боковых мышц туловища, нижних конечностей (повороты туловища, приподнимание таза, переходы в положение сидя и т. д.), в заключительной части — дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении, игра на внимание.
Специальные упражнения включаются в среднюю часть, в которой проводятся и общеразвивающие (для большинства мышечных групп). Утренняя гимнастика, имеющая, кроме оздоровительной и лечебной, еще и большую воспитательную ценность, проводится в строго закрепленные в режиме дня больничного или санаторного учреждения часы с соблюдением следующих правил. Ее обязательно проводят со всеми больными детьми, находящимися на данном режиме, если им назначена лечебная физкультура.
Кроме того, она может назначаться и детям при заболеваниях, при которых лечебная физкультура решает задачи только неспецифической стимулирующей терапии. Утренняя гимнастика проводится в соответствующих гигиенических условиях, хорошо проветренной палате или рекреационном помещении, на специально оборудованной площадке. Персонал отделения и учреждения не должен отвлекать больных детей разговорами, шумом, а тем более выполнением других назначений и манипуляций.
Содержание утренней гимнастики должно меняться с определенной периодичностью, зависящей от состава больных, их возраста и вида лечебно-профилактического учреждения. Эффективность лечебно-воспитательного воздействия утренней гимнастики повышается при музыкальном сопровождении, использовании физкультурной формы или иной специальной одежды.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
Спортивные виды физических упражнений объединяют большую группу упражнений, связанных с различными спортивными занятиями, но с воспитательной и лечебной целью преимущественно использующих технику спортивных движений. При этом сохраняются эмоциональная их окраска, воздействие на психику ребенка красоты спортивных упражнений. При их выборе учитывается возможность дозировки физической нагрузки, исключающая свойственные спорту максимальные и предельные напряжения. Этот вид спортивных…
Лечебный массаж применяется в клинической практике в различных лечебно-профилактических учреждениях (поликлиника, стационар, санаторно-курортное лечение) при разных заболеваниях, являясь составной частью комплексного лечения. Каждая разновидность лечебного массажа отличается от других использованием определенных приемов и методики их применения в связи с поставленной лечебной задачей, что определяет его оптимальную эффективность при тех или иных заболеваниях. Общий лечебный массаж…
Стимулирующее действие средств лечебной физкультуры выражается усилением деятельности физиологических систем организма больного. Оно связано с тем, что распад энергосодержащих биохимических структур и выделение энергии, используемой для мышечной работы, приводят к ряду реакций вегетативных систем, направленных на выравнивание нарушенного гомеостаза и восстановление энергетического потенциала. Так, благодаря раскрытию добавочных капилляров немедленно (а в силу рефлекторных реакций даже…
С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач, занятие подразделяется на три части. В первой, вводной части, осуществляются подготовка к повышенному уровню нагрузки, необходимая сонастроенность функциональных систем организма, обеспечивающая наилучшее действие средств лечебной физкультуры. С помощью определенных методических приемов (построение, перестроение, упражнения на внимание и координацию) обеспечиваются организация детей, сосредоточение их внимания, необходимый…
Средства лечебной физкультуры и формы их применения в школьном возрасте используются в полном объеме. Длительность занятий доводится до 35-45 мин (школьный урок). Что касается методики проведения занятий, то должна учитываться необходимость создания условий для продолжающегося формирования двигательных навыков и улучшения их качества: наличие отдельного хорошо оборудованного кабинета или зала, необходимых пособий и оборудования, отсутствие посторонних…