Методист по лечебной физкультуре

Методист по лечебной физкультуре — инструктор с высшим образованием, окончивший институт физической культуры, замещающий должность врача (по лечебной физкультуре).

В некоторых лечебных учреждениях, реабилитационных центрах, клиниках медицинских институтов и врачебно-физкультурных диспансерах, где имеется необходимость постоянной разработки и усовершенствования методик лечебной физкультуры, руководства работой инструкторов в области техники и методики физических упражнений, а также проводится обучение инструкторов, эти специалисты незаменимы.

Используя знания средств физической культуры и педагогическую подготовку, методист по лечебной физкультуре творчески подходит к подбору средств последней, разработке различных форм их применения, способам организации детей на занятиях.

В обязанности методиста входят: определение методики исходя из особенностей больного, разработка схем применения лечебной физкультуры для нозологических форм, типичных для данного учреждения, а также примерных комплексов упражнений и конспектов занятий для каждого периода заболевания или травмы, контроль за работой инструкторов лечебной физкультуры и медицинских сестер по массажу и гимнастике, работающих с детьми раннего возраста.

Методист по лечебной физкультуре, творчески обобщая имеющийся опыт работы инструкторов с больными, совершенствует имеющиеся частные методики и создает новые для больных с патологическими состояниями, по отношению к которым общепринятый подход к назначению лечебной физкультуры еще не разработан. Основным разделом работы методиста является непосредственное проведение занятий и некоторых других форм лечебной физкультуры с больными, требующими индивидуальных творческих решений.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

У детей первого года жизни используются гимнастические упражнения в основе которых лежат безусловные двигательные реакции (рефлекс ползания, разгибания позвоночника и др). Такие гимнастические упражнения принято называть рефлекторными. Они применяются в том возрастном периоде, когда имеются врожденные двигательные рефлексы, или при патологических состояниях, при которых эти рефлексы могут быть обнаружены у детей (гипотрофия, детский церебральный паралич)….


Игры малой подвижности (игры на месте, проводимые в исходных положениях сидя, полулежа, лежа, реже стоя). Сюжет таких игр прост движения элементарны и хорошо знакомы всем участникам игры. Выполнение ролей проводится в спокойной обстановке. Для детей раннего и дошкольного возраста ролевые подвижные игры с малой нагрузкой могут заменяться имитационными физическими упражнениями с небольшим числом повторений. Примером…


Все ткани, органы и системы организма человека представляют единое целое и находятся в определенных взаимоотношениях. В связи с этим любое заболевание обязательно вызывает рефлекторные изменения в сегментарно связанных функциональных образованиях, преимущественно иннервируемых из одних и тех же сегментов спинного мозга. Рефлекторные изменения могут возникать в любой ткани, поддерживая первичный очаг патологии и влияя на него….


Это часть возникающих в данном периоде заболевания или травмы лечебных задач, в решении которых преимущественное значение имеют средства лечебной физкультуры. В свою очередь, лечебную задачу можно определить как цель лечебных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения (в том числе и лечебной физкультуры) определяются существующими представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы….


Начиная с конца 3-го месяца жизни у детей 1-го года может исчезать повышенный тонус сгибателей, движения конечностей становятся свободными, быстро развиваются движения рук, а вслед за ними и локомоторные реакции. У больного ребенка гипертонус сгибателей нередко сохраняется длительно. Наличие гипертонуса является противопоказанием для включения пассивных упражнений. Пассивные гимнастические упражнения проводятся у детей по мере исчезновения…