Документация по лечебной физкультуре

Документация по лечебной физкультуре необходима для обоснованных, согласованных действий всех участников лечебного процесса, достоверного учета и отчетности. К ней относятся история болезни, карта больного, лечащегося в кабинете лечебной физкультуры, журнал учета работы этого кабинета. Врач оформляет записи назначений по лечебной физкультуре и текущих наблюдений, а инструкторы и методисты — схемы и конспекты занятий с больными.

История болезни — основной медицинский документ, ведущийся в стационарных лечебных учреждениях, в который заносятся все данные о состоянии больного ребенка и его изменениях, проводимом лечении, исследованиях и их результатах, лечебных и диагностических процедурах, консультациях специалистов и т. д. Лечащим врачом в нее вносится запись о назначении лечебной физкультуры (как правило, в план лечения и в графу назначений).

Специальной записью или штампом отмечается, что больной ребенок принят на лечение в кабинет (отделение) лечебной физкультуры, а после каждого занятия ставится отметка о его проведении. Если лечащий врач считает необходимым проконсультировать больного ребенка с врачом по лечебной физкультуре в отношении назначения средств лечебной физкультуры, их дозировки и формы применения, то в историю болезни вносится запись, отражающая содержание этой консультации.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

У детей первого года жизни используются гимнастические упражнения в основе которых лежат безусловные двигательные реакции (рефлекс ползания, разгибания позвоночника и др). Такие гимнастические упражнения принято называть рефлекторными. Они применяются в том возрастном периоде, когда имеются врожденные двигательные рефлексы, или при патологических состояниях, при которых эти рефлексы могут быть обнаружены у детей (гипотрофия, детский церебральный паралич)….


Игры малой подвижности (игры на месте, проводимые в исходных положениях сидя, полулежа, лежа, реже стоя). Сюжет таких игр прост движения элементарны и хорошо знакомы всем участникам игры. Выполнение ролей проводится в спокойной обстановке. Для детей раннего и дошкольного возраста ролевые подвижные игры с малой нагрузкой могут заменяться имитационными физическими упражнениями с небольшим числом повторений. Примером…


Все ткани, органы и системы организма человека представляют единое целое и находятся в определенных взаимоотношениях. В связи с этим любое заболевание обязательно вызывает рефлекторные изменения в сегментарно связанных функциональных образованиях, преимущественно иннервируемых из одних и тех же сегментов спинного мозга. Рефлекторные изменения могут возникать в любой ткани, поддерживая первичный очаг патологии и влияя на него….


Это часть возникающих в данном периоде заболевания или травмы лечебных задач, в решении которых преимущественное значение имеют средства лечебной физкультуры. В свою очередь, лечебную задачу можно определить как цель лечебных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения (в том числе и лечебной физкультуры) определяются существующими представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы….


Начиная с конца 3-го месяца жизни у детей 1-го года может исчезать повышенный тонус сгибателей, движения конечностей становятся свободными, быстро развиваются движения рук, а вслед за ними и локомоторные реакции. У больного ребенка гипертонус сгибателей нередко сохраняется длительно. Наличие гипертонуса является противопоказанием для включения пассивных упражнений. Пассивные гимнастические упражнения проводятся у детей по мере исчезновения…