Назначение по лечебной физкультуре
Назначение по лечебной физкультуре в виде краткой записи вносится как в историю болезни, так и в карту по форме 42а.
Оно отражает врачебное резюме, в связи с чем лечебная физкультура назначена: по поводу заболевания, в связи с отставанием в психомоторном развитии, для решения частных задач лечения, в качестве средства неспецифической стимулирующей терапии и т. д. — и по возможности четко ставит перед инструктором задачи. В зависимости от опыта работы последнего, а также от состава больных данного учреждения в назначении либо указывается, что лечебная физкультура проводится по методике, разработанной для определенного периода данного заболевания, либо задачи лечебной физкультуры перечисляются подробно. В этой же части назначения указываются индивидуальные особенности ребенка и течения заболевания, которые учитываются при занятиях.
Основную часть врачебного назначения по лечебной физкультуре составляет указание о средствах последней, подобранных врачом (методистом) для решения намеченных задач.
Принято сначала указывать средства, предназначенные для частных лечебных задач (специальные упражнения, приемы массажа, приемы стимуляции и т. п.), затем средства для решения общетерапевтических задач (прикладные и общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры, общий массаж). В этом разделе назначений указываются исходные положения, темп, ритм, используемые приемы отягощения и облегчения, влияющие на величину физической нагрузки. Рекомендуемые средства могут включаться в различные формы, поэтому в назначениях указывается, в какой именно форме используется лечебная физкультура применительно к данному больному. Важной частью назначения является определение предполагаемой общей физической нагрузки, ограниченной длительностью занятия и других форм лечебной физкультуры, подбором упражнений и другими факторами.
Приводим схему назначений по лечебной физкультуре. Эти назначения лечащий врач или врач по лечебной физкультуре записывают в историю болезни и карту больного, лечащегося в кабинете лечебной физкультуры, в произвольной форме, придерживаясь приведенной в табл. 1 структуры его написания.
Например, лечебная физкультура ребенку 3 лет по методике, разработанной для периода репараций D-резистентного рахита, с учетом резкого отставания в психомоторном развитии: использовать простые виды гимнастических упражнений для конечностей с предшествующим массажем (прием поглаживания), упражнения для стимуляции отстающих двигательных навыков (поворотов туловища и ползания на животе и четвереньках), упражнения для коррекции рахитического кифоза грудного отдела и деформации грудной клетки. Избирательный массаж (все приемы) области живота, спины, ягодиц. Гимнастические упражнения в соответствии с имеющимся уровнем психомоторного развития.
Физическая нагрузка — ниже средней интенсивности, исходные положения только горизонтальные, темп — медленный. Длительность специального занятия 12—15 мин. Лечебная физкультура в форме специальных занятий, проводимых индивидуально.
В периоды бодрствования — выкладывание на живот с валиком под грудью, упражнения в стимуляции ползания в сочетании с поглаживающим массажем спины и живота.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
К ним относятся гимнастические упражнения, физические упражнения прикладного характера, силовые, скоростно-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т. д. Гимнастические упражнения специальные, расчлененные движения, при которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутренние органы. При выполнении гимнастических упражнений предусматриваются то или иное исходное положение, направление движения, его амплитуда, скорость,…
Как средство лечебной физической культуры занимают особое место как в физическом воспитании ребенка, так и в лечении, обеспечивая комплексное воздействие на его организм и высокую эмоциональность. Игра — специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Содержание подвижных игр составляют…
Вибрация включает такие приемы, при помощи которых в массируемой ткани возникают колебательные движения различной скорости и амплитуды. Слабая вибрация стимулирует двигательные функции, сильная же способствует понижению нервной возбудимости, а при определенной частоте оказывает обезболивающее действие, улучшая функцию внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Вибрация производится непрерывно и прерывисто, ее можно осуществлять в продольном, поперечном направлении, зигзагообразно,…
Методика лечебной физкультуры представляет собою совокупность практических приемов применения лечебных средств, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение лечебных и реабилитационных задач. Лечебная физкультура в детском возрасте, включая сочетание медицинского, педагогического и психологического воздействия на ребенка присущих ей средств, использует методику физического воспитания применительно к особенностям организма больного. Методика определяется прежде всего целями и задачами…
Лечебная физкультура с детьми 1-го года жизни проводится в виде индивидуальных занятий, при необходимости ребенок может получать и дополнительные, выполняемые родителями, допущенными к уходу за больным, назначения по лечебной физкультуре. Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям развития движений. Как известно, у детей первых 3 мес жизни при нормальном развитии наблюдается физиологическая гипертония сгибательной мускулатуры, препятствующая назначению…