Назначение по лечебной физкультуре

Назначение по лечебной физкультуре в виде краткой записи вносится как в историю болезни, так и в карту по форме 42а.

Оно отражает врачебное резюме, в связи с чем лечебная физкультура назначена: по поводу заболевания, в связи с отставанием в психомоторном развитии, для решения частных задач лечения, в качестве средства неспецифической стимулирующей терапии и т. д. — и по возможности четко ставит перед инструктором задачи. В зависимости от опыта работы последнего, а также от состава больных данного учреждения в назначении либо указывается, что лечебная физкультура проводится по методике, разработанной для определенного периода данного заболевания, либо задачи лечебной физкультуры перечисляются подробно. В этой же части назначения указываются индивидуальные особенности ребенка и течения заболевания, которые учитываются при занятиях.

Основную часть врачебного назначения по лечебной физкультуре составляет указание о средствах последней, подобранных врачом (методистом) для решения намеченных задач.

Принято сначала указывать средства, предназначенные для частных лечебных задач (специальные упражнения, приемы массажа, приемы стимуляции и т. п.), затем средства для решения общетерапевтических задач (прикладные и общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры, общий массаж). В этом разделе назначений указываются исходные положения, темп, ритм, используемые приемы отягощения и облегчения, влияющие на величину физической нагрузки. Рекомендуемые средства могут включаться в различные формы, поэтому в назначениях указывается, в какой именно форме используется лечебная физкультура применительно к данному больному. Важной частью назначения является определение предполагаемой общей физической нагрузки, ограниченной длительностью занятия и других форм лечебной физкультуры, подбором упражнений и другими факторами.

Приводим схему назначений по лечебной физкультуре. Эти назначения лечащий врач или врач по лечебной физкультуре записывают в историю болезни и карту больного, лечащегося в кабинете лечебной физкультуры, в произвольной форме, придерживаясь приведенной в табл. 1 структуры его написания.

Например, лечебная физкультура ребенку 3 лет по методике, разработанной для периода репараций D-резистентного рахита, с учетом резкого отставания в психомоторном развитии: использовать простые виды гимнастических упражнений для конечностей с предшествующим массажем (прием поглаживания), упражнения для стимуляции отстающих двигательных навыков (поворотов туловища и ползания на животе и четвереньках), упражнения для коррекции рахитического кифоза грудного отдела и деформации грудной клетки. Избирательный массаж (все приемы) области живота, спины, ягодиц. Гимнастические упражнения в соответствии с имеющимся уровнем психомоторного развития.

Физическая нагрузка — ниже средней интенсивности, исходные положения только горизонтальные, темп — медленный. Длительность специального занятия 12—15 мин. Лечебная физкультура в форме специальных занятий, проводимых индивидуально.

В периоды бодрствования — выкладывание на живот с валиком под грудью, упражнения в стимуляции ползания в сочетании с поглаживающим массажем спины и живота.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Метание — движение ациклического типа, прикладной, скоростно-силовой вид физических упражнений. Метание, бросание и ловля предметов способствуют развитию и укреплению мышц верхних конечностей и грудной клетки, развитию ловкости и координации движений. Подготовительными к развитию двигательного навыка метания движениями являются бросание, катание мяча или других предметов. Развитие навыка начинается со 2-го полугодия жизни, когда ребенок выпускает из…


При этом, как правило, уровень артериального давления и частота сердечных сокращений существенно не увеличиваются, наоборот, наблюдаются урежение сердечного ритма, уменьшение периферического сопротивления. Даже легкие приемы массажа значительно ускоряют передвижение лимфы по сосудам и приток питательных веществ к тканям массируемого участка. Влияние массажа на лимфоток, уровень лимфоснабжения тканей объясняют трофический эффект, ибо лимфа обеспечивает тонкие процессы…


Закаливание водой — более энергичное воздействие, начинают его, как правило, после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры разделяются на местные и общие. Для тех и других вода охлаждается постепенно, первые процедуры проводятся водой индифферентной температуры. У больных детей особенно важны постепенность и систематичность увеличения холодового действия воды, учитывая ее большую теплопроводность (в 30 раз больше,…


Использование различных средств лечебной физкультуры для решения лечебных, лечебно-воспитательных и реабилитационных задач возможно в различных формах, отражающих наиболее целесообразное включение ее в режим дня. В детских лечебно-профилактических учреждениях наиболее распространены специальные занятия лечебной физкультурой, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения и элементы лечебной физкультуры, включаемые в другие виды двигательной активности ребенка. При применении всех…


С большим трудом дети-дошкольники дифференцируют темп движения, поэтому сохранение ритма упражнений и их темпа лучше удается при сопутствующих дополнительных сигналах: ритмическое музыкальное сопровождение, четкая команда, метроном и т. п. У детей 5 —7-летнего возраста все большее значение приобретает вторая сигнальная система (действия по речевой команде, словесный инструктаж), в связи с чем объяснение предстоящих действий уже…