Назначение по лечебной физкультуре

Назначение по лечебной физкультуре в виде краткой записи вносится как в историю болезни, так и в карту по форме 42а.

Оно отражает врачебное резюме, в связи с чем лечебная физкультура назначена: по поводу заболевания, в связи с отставанием в психомоторном развитии, для решения частных задач лечения, в качестве средства неспецифической стимулирующей терапии и т. д. — и по возможности четко ставит перед инструктором задачи. В зависимости от опыта работы последнего, а также от состава больных данного учреждения в назначении либо указывается, что лечебная физкультура проводится по методике, разработанной для определенного периода данного заболевания, либо задачи лечебной физкультуры перечисляются подробно. В этой же части назначения указываются индивидуальные особенности ребенка и течения заболевания, которые учитываются при занятиях.

Основную часть врачебного назначения по лечебной физкультуре составляет указание о средствах последней, подобранных врачом (методистом) для решения намеченных задач.

Принято сначала указывать средства, предназначенные для частных лечебных задач (специальные упражнения, приемы массажа, приемы стимуляции и т. п.), затем средства для решения общетерапевтических задач (прикладные и общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры, общий массаж). В этом разделе назначений указываются исходные положения, темп, ритм, используемые приемы отягощения и облегчения, влияющие на величину физической нагрузки. Рекомендуемые средства могут включаться в различные формы, поэтому в назначениях указывается, в какой именно форме используется лечебная физкультура применительно к данному больному. Важной частью назначения является определение предполагаемой общей физической нагрузки, ограниченной длительностью занятия и других форм лечебной физкультуры, подбором упражнений и другими факторами.

Приводим схему назначений по лечебной физкультуре. Эти назначения лечащий врач или врач по лечебной физкультуре записывают в историю болезни и карту больного, лечащегося в кабинете лечебной физкультуры, в произвольной форме, придерживаясь приведенной в табл. 1 структуры его написания.

Например, лечебная физкультура ребенку 3 лет по методике, разработанной для периода репараций D-резистентного рахита, с учетом резкого отставания в психомоторном развитии: использовать простые виды гимнастических упражнений для конечностей с предшествующим массажем (прием поглаживания), упражнения для стимуляции отстающих двигательных навыков (поворотов туловища и ползания на животе и четвереньках), упражнения для коррекции рахитического кифоза грудного отдела и деформации грудной клетки. Избирательный массаж (все приемы) области живота, спины, ягодиц. Гимнастические упражнения в соответствии с имеющимся уровнем психомоторного развития.

Физическая нагрузка — ниже средней интенсивности, исходные положения только горизонтальные, темп — медленный. Длительность специального занятия 12—15 мин. Лечебная физкультура в форме специальных занятий, проводимых индивидуально.

В периоды бодрствования — выкладывание на живот с валиком под грудью, упражнения в стимуляции ползания в сочетании с поглаживающим массажем спины и живота.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Ходьба — основной, естественный вид движения циклического типа, способ перемещения тела в пространстве. Правильная ходьба характеризуется свободным, естественным положением тела с симметричным расположением его частей относительно позвоночника, перекрестной координацией рук и ног, постановкой шагающей ноги на пятку с последующим перекатом на носок, прямолинейностью и равномерностью длины шага. Начальные элементы ходьбы как двигательного навыка возникают у…


Дети сидят кружком, держа в вытянутых руках веревку, продетую в маленькое колечко, свободно прячущееся в зажатом кулаке ребенка. Концы веревки связаны. Играющие передвигают кисти рук по веревке, стараясь незаметно для водящего передать колечко, скользящее по веревке, из рук в руки. Водящий, который стоит или сидит в центре круга, должен заметить, кто из играющих в данный…


Закаливание — целенаправленное воздействие на организм ребенка физических факторов окружающей среды для повышения неспецифической сопротивляемости путем адаптации к неблагоприятному влиянию пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, атмосферного давления, солнечной радиации. Физиологическую основу закаливания составляют реакции перестройки обмена веществ и вегетативных функций в ответ на действие физического фактора и направленные на адаптацию организма при сохранении его…


Количество повторений каждого упражнения дает возможность не только увеличить физическую нагрузку, но и индивидуально, в соответствии с возможностями больного и пораженных органов, распределять усилия. Это тем более важно, что интенсивность мышечной работы и физиологических сдвигов зависит от субъективных ощущений самого больного, уровня его адаптации к физической нагрузке. Поэтому одна и та же по количеству физических…


При восстановлении движений, обучении детей общеразвивающим гимнастическим упражнениям применяется метод показа движений инструктором с одновременной командой, затем совместного выполнения упражнения инструктором и детьми. По-прежнему важную роль в проведении занятий играют пособия и яркие игрушки. Основным методическим приемом проведения занятия в целом является имитационный. Для подражаемого образа выбирается наиболее понятный ребенку. При объяснении упражнения инструктор обращает…