Лечебно-педагогическая документация

К ней относятся методические разработки занятий (и других форм) по лечебной физкультуре, обычно оформляемые в виде схемы лечебной физкультуры при том или ином заболевании или травме, конспекты специальных занятий, комплексы физических упражнений для утренней гимнастики.

Правильный подход сотрудников отделения лечебной физкультуры к ведению лечебно-педагогической документации позволяет не только полноценно решать поставленные задачи, но и добиваться максимальной эффективности от совместного действия медицинских, педагогических и психологических средств, объединяемых в различных формах лечебной физкультуры.

Схема занятия лечебной физкультурой — один из основных документов, позволяющих обобщить накопленный опыт по применению лечебной физкультуры при определенных нозологических формах. Схемы занятий используются инструкторами лечебной физкультуры и методистами при подготовке конспектов и другой лечебно-педагогической документации, относящейся к занятиям с больным.

Схема занятия представляет собою план последовательного использования в этом занятии средств лечебной физкультуры, направленных на решение типичных для данного заболевания (травмы) лечебных задач без индивидуализации, требующей учета конкретных особенностей больного ребенка. Представляя собою итог собственного опыта врачей, методистов и инструкторов по лечебной физкультуре лечебного учреждения и изучения литературы, схема позволяет предусмотреть наиболее полный набор средств.

Образно говоря, она является канвой, на которой инструктор или методист в дальнейшем вышивают индивидуальный узор. Методика работы над схемой следующая: для каждой части занятия формулируется целевая установка, учитывающая физиологические особенности двигательной деятельности ребенка и лечебно-воспитательные задачи, разрешаемые в ней.

Следующий раздел схемы раскрывает подробное содержание каждой части занятия по подбору средств — видов физических упражнений, упражнений прикладного характера, специальных, спортивных и др., а также подвижных игр. Затем в схеме приводится ориентировочная продолжительность каждой части занятия (в мин.).

Последний раздел схемы характеризует методические особенности проводимого занятия по частям. К ним относятся указания о темпе и ритме, сочетании движений с дыханием, на какие элементы упражнения следует обратить внимание и т. д. Схемы занятий лечебной физкультурой составляются врачом, методистом и опытными инструкторами для каждого заболевания соответственно профилю данной больницы, санатория или отделения поликлиники.

При хорошо поставленной работе отделения лечебной физкультуры типовые схемы занятий составляются также для каждого из периодов заболевания с вариантами для больных каждого возраста (раннего, дошкольного, школьного).

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Строевые упражнения — физические упражнения, способствующие организации действий детей в коллективе при проведении различных форм лечебной физкультуры и физического воспитания. Построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты используются для организованного и быстрого размещения детей в кабинете лечебной физкультуры, приучают их к определенному порядку и согласованию действий с действиями других детей. Строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки и…


Гигиенический массаж Гигиенический массаж используется для общеукрепляющего действия на организм, профилактики заболеваний. Применяется чаще всего в виде общего массажа. Косметический массаж, направленный на уход за кожей шеи, лица и пр., для предупреждения преждевременного ее старения, с использованием специальных приемов, является разновидностью гигиенического массажа. Спортивный массаж Спортивный массаж применяется с учетом особенностей отдельных видов спорта, гимнастики…


Правильное понимание процессов, происходящих в организме больного ребенка при выполнении физических упражнений, участии в подвижных играх, во время массажа, закаливающих процедур, определяет действия врача как на этапе решения вопроса о показаниях или противопоказаниях к назначению лечебной физкультуры, так и на этапе реализации назначений и подбора адекватных средств. Упомянутые процессы прежде всего вызываются мышечной работой, производимой…


Исходя из лечебных задач и состава больных, занятия можно проводить индивидуально, групповым или малогрупповым способом. Индивидуальное занятие включает в определенном порядке и в соответствии с лечебными целями все показанные данному ребенку средства: массаж, гимнастические упражнения, игры. В зависимости от возможностей лечебного учреждения и характера патологического процесса оно может проводиться в боксе, палате или специально оборудованном…


Содержание остальных форм лечебной физкультуры в детских лечебных и лечебно-профилактических учреждениях у детей дошкольного возраста тесно связывается с содержанием специальных занятий. Физические упражнения и подвижные игры, включаемые в содержание прогулок и в периоды бодрствования и самостоятельных занятий под наблюдением воспитателя, подбираются так, чтобы создать определенный двигательный опыт, способствовать закреплению двигательных навыков, точность которых определяется структурой…