Лечебно-педагогическая документация

К ней относятся методические разработки занятий (и других форм) по лечебной физкультуре, обычно оформляемые в виде схемы лечебной физкультуры при том или ином заболевании или травме, конспекты специальных занятий, комплексы физических упражнений для утренней гимнастики.

Правильный подход сотрудников отделения лечебной физкультуры к ведению лечебно-педагогической документации позволяет не только полноценно решать поставленные задачи, но и добиваться максимальной эффективности от совместного действия медицинских, педагогических и психологических средств, объединяемых в различных формах лечебной физкультуры.

Схема занятия лечебной физкультурой — один из основных документов, позволяющих обобщить накопленный опыт по применению лечебной физкультуры при определенных нозологических формах. Схемы занятий используются инструкторами лечебной физкультуры и методистами при подготовке конспектов и другой лечебно-педагогической документации, относящейся к занятиям с больным.

Схема занятия представляет собою план последовательного использования в этом занятии средств лечебной физкультуры, направленных на решение типичных для данного заболевания (травмы) лечебных задач без индивидуализации, требующей учета конкретных особенностей больного ребенка. Представляя собою итог собственного опыта врачей, методистов и инструкторов по лечебной физкультуре лечебного учреждения и изучения литературы, схема позволяет предусмотреть наиболее полный набор средств.

Образно говоря, она является канвой, на которой инструктор или методист в дальнейшем вышивают индивидуальный узор. Методика работы над схемой следующая: для каждой части занятия формулируется целевая установка, учитывающая физиологические особенности двигательной деятельности ребенка и лечебно-воспитательные задачи, разрешаемые в ней.

Следующий раздел схемы раскрывает подробное содержание каждой части занятия по подбору средств — видов физических упражнений, упражнений прикладного характера, специальных, спортивных и др., а также подвижных игр. Затем в схеме приводится ориентировочная продолжительность каждой части занятия (в мин.).

Последний раздел схемы характеризует методические особенности проводимого занятия по частям. К ним относятся указания о темпе и ритме, сочетании движений с дыханием, на какие элементы упражнения следует обратить внимание и т. д. Схемы занятий лечебной физкультурой составляются врачом, методистом и опытными инструкторами для каждого заболевания соответственно профилю данной больницы, санатория или отделения поликлиники.

При хорошо поставленной работе отделения лечебной физкультуры типовые схемы занятий составляются также для каждого из периодов заболевания с вариантами для больных каждого возраста (раннего, дошкольного, школьного).

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Упражнения в расслаблении — гимнастические активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Расслабление сложно для ребенка, так как требует и определенного двигательного опыта, и умения произвольно управлять тонусом мышц. Обязательным физиологическим условием для произвольного расслабления является удобное исходное положение. Ощущение расслабления может быть получено у ребенка по контрасту с предшествующим напряжением, а…


Игры средней подвижности применяются как самостоятельно во время бодрствования, так и в составе занятий лечебной физкультуры, обычно в конце основной его части. Двигательная деятельность в этих играх проявляется движениями туловища, конечностей, бросками, лазанием, ходьбой; прыжки ограничиваются, бег не используется. К таким играм относится «защита крепости», «хитрая лиса», «наседка и цыплята» и т. д. Общая физическая…


Существуют и другие методики рефлекторно-сегментарного массажа. Большое распространение получила методика Н. Leube, Е. Dicke (1948). Техника массажа, предложенная этими авторами, в основном ограничена приемом растирания в виде штриха. Авторами установлен ряд правил: начинать массаж с места выхода нервных стволов на спине, задняя и передняя поверхности туловища массируются по направлению к позвоночнику и т. д. Этих…


Сопоставление задач лечения, вытекающих из врачебных представлений о сущности патологического процесса, с характером влияния лечебных средств на больной организм позволяет прийти к выводу о целесообразности применения в конкретном случае именно данного средства. Показанием к выбору средств лечебной физкультуры будет совпадение механизма лечебного действия этих средств с ожидаемым влиянием на пораженный орган или систему. Детализация такого…


Исходные положения для гимнастических упражнений и массажа в 1-м полугодии только горизонтальные — лежа на спине, животе, боку. Во 2-м полугодии 1-го года жизни психомоторное развитие ребенка характеризуется освоением поз сидения и стояния, на 7-м месяце жизни дети хорошо ползают на четвереньках, в период от 7 до 9 мес самостоятельно садятся из положения лежа и…