Лечебно-педагогическая документация

К ней относятся методические разработки занятий (и других форм) по лечебной физкультуре, обычно оформляемые в виде схемы лечебной физкультуры при том или ином заболевании или травме, конспекты специальных занятий, комплексы физических упражнений для утренней гимнастики.

Правильный подход сотрудников отделения лечебной физкультуры к ведению лечебно-педагогической документации позволяет не только полноценно решать поставленные задачи, но и добиваться максимальной эффективности от совместного действия медицинских, педагогических и психологических средств, объединяемых в различных формах лечебной физкультуры.

Схема занятия лечебной физкультурой — один из основных документов, позволяющих обобщить накопленный опыт по применению лечебной физкультуры при определенных нозологических формах. Схемы занятий используются инструкторами лечебной физкультуры и методистами при подготовке конспектов и другой лечебно-педагогической документации, относящейся к занятиям с больным.

Схема занятия представляет собою план последовательного использования в этом занятии средств лечебной физкультуры, направленных на решение типичных для данного заболевания (травмы) лечебных задач без индивидуализации, требующей учета конкретных особенностей больного ребенка. Представляя собою итог собственного опыта врачей, методистов и инструкторов по лечебной физкультуре лечебного учреждения и изучения литературы, схема позволяет предусмотреть наиболее полный набор средств.

Образно говоря, она является канвой, на которой инструктор или методист в дальнейшем вышивают индивидуальный узор. Методика работы над схемой следующая: для каждой части занятия формулируется целевая установка, учитывающая физиологические особенности двигательной деятельности ребенка и лечебно-воспитательные задачи, разрешаемые в ней.

Следующий раздел схемы раскрывает подробное содержание каждой части занятия по подбору средств — видов физических упражнений, упражнений прикладного характера, специальных, спортивных и др., а также подвижных игр. Затем в схеме приводится ориентировочная продолжительность каждой части занятия (в мин.).

Последний раздел схемы характеризует методические особенности проводимого занятия по частям. К ним относятся указания о темпе и ритме, сочетании движений с дыханием, на какие элементы упражнения следует обратить внимание и т. д. Схемы занятий лечебной физкультурой составляются врачом, методистом и опытными инструкторами для каждого заболевания соответственно профилю данной больницы, санатория или отделения поликлиники.

При хорошо поставленной работе отделения лечебной физкультуры типовые схемы занятий составляются также для каждого из периодов заболевания с вариантами для больных каждого возраста (раннего, дошкольного, школьного).

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

К ним относятся гимнастические упражнения, физические упражнения прикладного характера, силовые, скоростно-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т. д. Гимнастические упражнения специальные, расчлененные движения, при которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутренние органы. При выполнении гимнастических упражнений предусматриваются то или иное исходное положение, направление движения, его амплитуда, скорость,…


Как средство лечебной физической культуры занимают особое место как в физическом воспитании ребенка, так и в лечении, обеспечивая комплексное воздействие на его организм и высокую эмоциональность. Игра — специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Содержание подвижных игр составляют…


Вибрация включает такие приемы, при помощи которых в массируемой ткани возникают колебательные движения различной скорости и амплитуды. Слабая вибрация стимулирует двигательные функции, сильная же способствует понижению нервной возбудимости, а при определенной частоте оказывает обезболивающее действие, улучшая функцию внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Вибрация производится непрерывно и прерывисто, ее можно осуществлять в продольном, поперечном направлении, зигзагообразно,…


Методика лечебной физкультуры представляет собою совокупность практических приемов применения лечебных средств, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение лечебных и реабилитационных задач. Лечебная физкультура в детском возрасте, включая сочетание медицинского, педагогического и психологического воздействия на ребенка присущих ей средств, использует методику физического воспитания применительно к особенностям организма больного. Методика определяется прежде всего целями и задачами…


Лечебная физкультура с детьми 1-го года жизни проводится в виде индивидуальных занятий, при необходимости ребенок может получать и дополнительные, выполняемые родителями, допущенными к уходу за больным, назначения по лечебной физкультуре. Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям развития движений. Как известно, у детей первых 3 мес жизни при нормальном развитии наблюдается физиологическая гипертония сгибательной мускулатуры, препятствующая назначению…