Решающее условие всестороннего развития организма
Особенно благотворно воздействуют физические упражнения на нервную систему, и тем сильнее, чем меньше возраст ребенка. Исследования ученых показывают, что в основе образования и закрепления двигательных навыков лежат определенные нервные процессы.
Под влиянием упражнений, тренировки течение их облегчается, обеспечивается высокая согласованность в деятельности мышц, сердца, легких и других органов и тканей. Образуется сложная и очень подвижная система управления движениями, позволяющая с наименьшей затратой сил выполнять наибольшую работу.
Достаточно вспомнить поведение ребенка, впервые осваивающего сложный навык письма. Вот первоклассник впервые выводит буквы. Он сидит, напрягаясь, все мышцы его тела участвуют в процессе, даже язык высунут и прикушен.
Проходит некоторое время, постепенно движения школьника становятся увереннее, письмо совершается с меньшей затратой сил, но ребенок еще довольно быстро устает. Наконец, наступает последний этап освоения двигательного навыка — движения становятся как бы автоматическими и осуществляются с минимальной затратой энергии.
У малыша связь между становлением движений и нервной системой особенно выражена. По уровню развитости движений врач судит о развитии головного мозга. Вот почему так внимательно расспрашивает обычно участковый педиатр родителей о том, когда и как ребенок начал держать головку, ползать, поворачиваться.
Правильное физическое воспитание, обеспечивая своевременное появление и высокое качество движений ребенка, является одновременно и умственным воспитанием.
Недаром говорят, что гимнастика мышц — это прежде всего гимнастика нервов.
Современная советская медицинская наука считает физкультуру основным средством предупреждения в детском возрасте важнейших заболеваний и решающим условием всестороннего развития организма.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
Известно, что плохие условия могут сыграть отрицательную роль в жизни ребенка и сделать его слабым, болезненным, даже если он родился здоровым. И, наоборот, ребенок, по тем или иным причинам слабый от рождения, при благоприятных условиях может стать здоровым и крепким. Как уже говорилось, младенец после рождения попадает в совершенно новые для него условия окружающей среды,…
Для закаливания используются доступные всем естественные факторы природы — свежий воздух, вода, солнечные лучи. Решающее значение при проведении закаливающих процедур имеет соблюдение определенных условий. В первую очередь необходима систематичность. Нерегулярное закаливание неэффективно, так как перерыв в проведении процедур не закрепляет достигнутого результата, и все приходится начинать сначала. Не менее важен при закаливании принцип постепенности. Чересчур…
Температура воздуха обычно ниже температуры тела, и поэтому воздух раздражает кожу, слизистые оболочки дыхательных путей и находящиеся в них нервные окончания — рецепторы. При постепенном увеличении этого раздражения приобретается устойчивость организма к температурным колебаниям. Ребенка надо приучать к свежему воздуху с раннего детства. К сожалению, некоторые родители, опасаясь простуды, лишают детей прогулок, плохо проветривают помещение….
Ребенка, родившегося летом, если температура воздуха не ниже 12 — 15 °С, можно с первых дней жизни выносить гулять или укладывать его спать в комнате при открытом окне. Если ребенок родился в холодное время года, впервые его следует вынести на прогулку на 3 — 4-й неделе жизни при температуре воздуха не ниже минус 5 °С….
В теплое время года детям грудного и ясельного возраста необходимо проводить на воздухе большую часть дня, а дошкольникам и школьникам (в дни каникул) — почти весь день. Хорошо, когда дети на свежем воздухе играют, спят, а если позволяют условия, то и едят. Некоторые родители во время прогулки тщательно закрывают лицо малыша краем одеяла, завязывают рот…