Главная / Родителям о детях / Гигиена и закаливание здорового ребенка / Решающее условие всестороннего развития организма

Решающее условие всестороннего развития организма

Особенно благотворно воздействуют физические упражнения на нервную систему, и тем сильнее, чем меньше возраст ребенка. Исследования ученых показывают, что в основе образования и закрепления двигательных навыков лежат определенные нервные процессы.

Под влиянием упражнений, тренировки течение их облегчается, обеспечивается высокая согласованность в деятельности мышц, сердца, легких и других органов и тканей. Образуется сложная и очень подвижная система управления движениями, позволяющая с наименьшей затратой сил выполнять наибольшую работу.

Достаточно вспомнить поведение ребенка, впервые осваивающего сложный навык письма.
Вот первоклассник впервые выводит буквы. Он сидит, напрягаясь, все мышцы его тела участвуют в процессе, даже язык высунут и прикушен.

Проходит некоторое время, постепенно движения школьника становятся увереннее, письмо совершается с меньшей затратой сил, но ребенок еще довольно быстро устает. Наконец, наступает последний этап освоения двигательного навыка — движения становятся как бы автоматическими и осуществляются с минимальной затратой энергии.

У малыша связь между становлением движений и нервной системой особенно выражена. По уровню развитости движений врач судит о развитии головного мозга. Вот почему так внимательно расспрашивает обычно участковый педиатр родителей о том, когда и как ребенок начал держать головку, ползать, поворачиваться.

Правильное физическое воспитание, обеспечивая своевременное появление и высокое качество движений ребенка, является одновременно и умственным воспитанием.

Недаром говорят, что гимнастика мышц — это прежде всего гимнастика нервов.

Современная советская медицинская наука считает физкультуру основным средством предупреждения в детском возрасте важнейших заболеваний и решающим условием всестороннего развития организма.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Для грудного ребенка при воздушной ванне оптимальная температура воздуха как в комнате, так и на улице — не ниже 22 °С. После соответствующих тренировок ванну можно проводить и при температуре 20 °С. Воздушные ванны для детей старше полутора лет начинают при температуре не ниже 20 °С, постепенно понижая ее до 18 °С. Для закаленных детей…


Энергия солнца в виде ультрафиолетовых и тепловых лучей помогает закаливанию организма, улучшает сон, самочувствие ребенка, состав крови и обмен веществ. Кожа лучше противостоит внешним вредным влияниям и регулирует теплообмен. Ультрафиолетовые лучи повышают защитные силы организма и являются важным средством предупреждения и лечения рахита. Нельзя забывать, что солнечные ванны — это сильнодействующие процедуры, могущие при неумелом…


Водные процедуры — доступное и в то же время мощное средство закаливания. Вода оказывает на теплорегуляцию более сильное влияние, чем воздух той же температуры, так как ее теплопроводность в 28 раз больше. В результате она отнимает у организма значительно больше тепла, чем воздух. Не случайно у незакаленного человека, промочившего ноги, появляется насморк, а иногда и…


При закаливании водой требуется строгая постепенность в снижений температуры, внимательное наблюдение за ребенком как во время процедуры, так и после нее. Если после водной процедуры ребенок становится вялым или возбужденным, у него нарушается сон, понижается аппетит, уменьшается масса тела, то необходимо посоветоваться с врачом. Закалять водными процедурами можно только здоровых детей. Так же как и…


Температура воды для обливания после гигиенической ванны сначала равна 36 °С, а затем через 2 — 3 дня, снижая ежедневно на один градус, ее доводят до 28 °С. Нужно внимательно наблюдать за самочувствием ребенка во время и после обливаний и в случае необходимости приостановить снижение температуры воды или совсем отказаться от этой процедуры. Летом гигиеническую…