Учебные занятия физкультурой в школе

В начальной школе осваивают разные виды построений, гимнастические упражнения — общеразвивающие, для привития навыка правильной осанки, на равновесие, а также ходьбу, бег, лазание, прыжки, метание и подвижные игры.

Подвижные игры, включая простые спортивные игры, эстафеты и т. д., в младшем школьном возрасте служат вспомогательным средством для решения задач общей физической подготовки.

В среднем школьном возрасте, наряду с общеразвивающими, используются гимнастические упражнения на равновесие, строевые приемы, различного рода перестроения, висы, упоры, лазание, метание, опорные прыжки через снаряды, а также отдельные элементы акробатики. Из легкой атлетики осваивают ходьбу, бег, прыжки и метание. Большое место занимают лыжная подготовка, подвижные и спортивные игры.

В старших классах вводят упражнения скоростного типа, силовые, на выносливость. Для девушек 8 — 10-го класса, учитывая особенности их организма, уменьшают дистанции для бега, ходьбы на лыжах, ограничивают упражнения по подтягиванию, висам, упорам, зато значительно шире используют элементы художественной гимнастики, специальные упражнения для укрепления брюшного пресса и тазового дна.

Во время менструации обычные занятия физкультурой не прекращают, однако при болезненных или обильных менструациях и плохом самочувствии девушка должна обратиться к школьному врачу.

Физическое воспитание школьников является длительным процессом, оно требует не только серьезной работы преподавателя физкультуры, но и поддержки и понимания со стороны родителей.

С 1 марта 1972 г. введен в действие Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», предусматривающий сдачу школьниками норм на значок ГТО первых 3 ступеней:

  • I ступень — «Смелые и ловкие» — для детей 10 — 13 лет;
  • II ступень — «Спортивная смена» — для детей 14 — 15 лет;
  • III ступень — «Сила и мужество» — для детей 16 — 18 лет.

Дело чести родителей помочь своему ребенку подготовиться к сдаче норм ГТО.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Известно, что плохие условия могут сыграть отрицательную роль в жизни ребенка и сделать его слабым, болезненным, даже если он родился здоровым. И, наоборот, ребенок, по тем или иным причинам слабый от рождения, при благоприятных условиях может стать здоровым и крепким. Как уже говорилось, младенец после рождения попадает в совершенно новые для него условия окружающей среды,…


Для закаливания используются доступные всем естественные факторы природы — свежий воздух, вода, солнечные лучи. Решающее значение при проведении закаливающих процедур имеет соблюдение определенных условий. В первую очередь необходима систематичность. Нерегулярное закаливание неэффективно, так как перерыв в проведении процедур не закрепляет достигнутого результата, и все приходится начинать сначала. Не менее важен при закаливании принцип постепенности. Чересчур…


Температура воздуха обычно ниже температуры тела, и поэтому воздух раздражает кожу, слизистые оболочки дыхательных путей и находящиеся в них нервные окончания — рецепторы. При постепенном увеличении этого раздражения приобретается устойчивость организма к температурным колебаниям. Ребенка надо приучать к свежему воздуху с раннего детства. К сожалению, некоторые родители, опасаясь простуды, лишают детей прогулок, плохо проветривают помещение….


Ребенка, родившегося летом, если температура воздуха не ниже 12 — 15 °С, можно с первых дней жизни выносить гулять или укладывать его спать в комнате при открытом окне. Если ребенок родился в холодное время года, впервые его следует вынести на прогулку на 3 — 4-й неделе жизни при температуре воздуха не ниже минус 5 °С….


Закаливание воздухом (дети очень подвижны)

В теплое время года детям грудного и ясельного возраста необходимо проводить на воздухе большую часть дня, а дошкольникам и школьникам (в дни каникул) — почти весь день. Хорошо, когда дети на свежем воздухе играют, спят, а если позволяют условия, то и едят. Некоторые родители во время прогулки тщательно закрывают лицо малыша краем одеяла, завязывают рот…