Учебные занятия физкультурой в школе

В начальной школе осваивают разные виды построений, гимнастические упражнения — общеразвивающие, для привития навыка правильной осанки, на равновесие, а также ходьбу, бег, лазание, прыжки, метание и подвижные игры.

Подвижные игры, включая простые спортивные игры, эстафеты и т. д., в младшем школьном возрасте служат вспомогательным средством для решения задач общей физической подготовки.

В среднем школьном возрасте, наряду с общеразвивающими, используются гимнастические упражнения на равновесие, строевые приемы, различного рода перестроения, висы, упоры, лазание, метание, опорные прыжки через снаряды, а также отдельные элементы акробатики. Из легкой атлетики осваивают ходьбу, бег, прыжки и метание. Большое место занимают лыжная подготовка, подвижные и спортивные игры.

В старших классах вводят упражнения скоростного типа, силовые, на выносливость. Для девушек 8 — 10-го класса, учитывая особенности их организма, уменьшают дистанции для бега, ходьбы на лыжах, ограничивают упражнения по подтягиванию, висам, упорам, зато значительно шире используют элементы художественной гимнастики, специальные упражнения для укрепления брюшного пресса и тазового дна.

Во время менструации обычные занятия физкультурой не прекращают, однако при болезненных или обильных менструациях и плохом самочувствии девушка должна обратиться к школьному врачу.

Физическое воспитание школьников является длительным процессом, оно требует не только серьезной работы преподавателя физкультуры, но и поддержки и понимания со стороны родителей.

С 1 марта 1972 г. введен в действие Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», предусматривающий сдачу школьниками норм на значок ГТО первых 3 ступеней:

  • I ступень — «Смелые и ловкие» — для детей 10 — 13 лет;
  • II ступень — «Спортивная смена» — для детей 14 — 15 лет;
  • III ступень — «Сила и мужество» — для детей 16 — 18 лет.

Дело чести родителей помочь своему ребенку подготовиться к сдаче норм ГТО.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Закаливание воздухом (дети очень подвижны)

В теплое время года детям грудного и ясельного возраста необходимо проводить на воздухе большую часть дня, а дошкольникам и школьникам (в дни каникул) — почти весь день. Хорошо, когда дети на свежем воздухе играют, спят, а если позволяют условия, то и едят. Некоторые родители во время прогулки тщательно закрывают лицо малыша краем одеяла, завязывают рот…


Воздушные ванны являются нежным, осторожными эффективным способом закаливания, когда на кожу ребенка воздействуют температура и движение окружающего воздуха и рассеянная солнечная радиация. В результате в организме вырабатывается способность к расширению и сужению кожных сосудов в зависимости от потребности в теплоотдаче. Воздушные ванны предохраняют от простудных заболеваний, предупреждают развитие опрелостей и потницы, они полезны как здоровым,…


Для грудного ребенка при воздушной ванне оптимальная температура воздуха как в комнате, так и на улице — не ниже 22 °С. После соответствующих тренировок ванну можно проводить и при температуре 20 °С. Воздушные ванны для детей старше полутора лет начинают при температуре не ниже 20 °С, постепенно понижая ее до 18 °С. Для закаленных детей…


Энергия солнца в виде ультрафиолетовых и тепловых лучей помогает закаливанию организма, улучшает сон, самочувствие ребенка, состав крови и обмен веществ. Кожа лучше противостоит внешним вредным влияниям и регулирует теплообмен. Ультрафиолетовые лучи повышают защитные силы организма и являются важным средством предупреждения и лечения рахита. Нельзя забывать, что солнечные ванны — это сильнодействующие процедуры, могущие при неумелом…


Водные процедуры — доступное и в то же время мощное средство закаливания. Вода оказывает на теплорегуляцию более сильное влияние, чем воздух той же температуры, так как ее теплопроводность в 28 раз больше. В результате она отнимает у организма значительно больше тепла, чем воздух. Не случайно у незакаленного человека, промочившего ноги, появляется насморк, а иногда и…