Мышление и восприятие

Мы ощущаем запахи, вкус, цвет и другие качества предметов окружающего мираНаблюдая предмет, картину или читая текст книги, человек должен уметь выделить в воспринимаемом содержании его основные и существенные черты, признаки, стороны, отделить главное от второстепенного, общее от частного, найти связи, зависимости, существующие между частями целого и между разными предметами.

Только так можно понять содержание прочитанного рассказа, передать смысл увиденной картины, связать новое знание с ранее приобретенным опытом.

В отличие от восприятия, мышление позволяет узнать не только то, что лежит на поверхности явления, но и проникнуть «вглубь его», раскрыть то, что недоступно глазу, объединить в одну группу, категорию то, что кажется разрозненным, или расчленить то, что кажется слитным и спаянным.

Так, например, 6летний ребенок знакомится с транспортом, разнообразным по величине, форме, цвету, конструкции, назначению. Для того чтобы увидеть в трамвае, грузовой машине, самолете нечто общее, надо уметь «узнавать в лицо» каждый из этих предметов. На этой, первой, ступени познания находятся 2 — 3-летние дети. Для старших дошкольников важно рассмотреть каждый предмет, т. е. произвести его анализ.

Если этим процессом руководит взрослый, он направит анализ на выделение действительно существенных для всех предметов признаков: в данном случае — это не цвет и не величина, а назначение предмета (транспортировка грузов или людей) и способ движения.

Так происходит анализ предметов и выделение общих и существенных признаков в каждом из них. Только на этой основе внешне разные предметы могут быть объединены в группу. Она должна иметь и свое название. В данном случае это слово «транспорт». Зная это слово, дети получают опору для «категориального» восприятия новых предметов и образования тех или иных понятий.

Аналогичный процесс имеет место и тогда, когда надо выделить не только признаки, но и связи, лежащие внутри явления. Это тоже процесс мышления.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…