Мышление и восприятие

Мы ощущаем запахи, вкус, цвет и другие качества предметов окружающего мираНаблюдая предмет, картину или читая текст книги, человек должен уметь выделить в воспринимаемом содержании его основные и существенные черты, признаки, стороны, отделить главное от второстепенного, общее от частного, найти связи, зависимости, существующие между частями целого и между разными предметами.

Только так можно понять содержание прочитанного рассказа, передать смысл увиденной картины, связать новое знание с ранее приобретенным опытом.

В отличие от восприятия, мышление позволяет узнать не только то, что лежит на поверхности явления, но и проникнуть «вглубь его», раскрыть то, что недоступно глазу, объединить в одну группу, категорию то, что кажется разрозненным, или расчленить то, что кажется слитным и спаянным.

Так, например, 6летний ребенок знакомится с транспортом, разнообразным по величине, форме, цвету, конструкции, назначению. Для того чтобы увидеть в трамвае, грузовой машине, самолете нечто общее, надо уметь «узнавать в лицо» каждый из этих предметов. На этой, первой, ступени познания находятся 2 — 3-летние дети. Для старших дошкольников важно рассмотреть каждый предмет, т. е. произвести его анализ.

Если этим процессом руководит взрослый, он направит анализ на выделение действительно существенных для всех предметов признаков: в данном случае — это не цвет и не величина, а назначение предмета (транспортировка грузов или людей) и способ движения.

Так происходит анализ предметов и выделение общих и существенных признаков в каждом из них. Только на этой основе внешне разные предметы могут быть объединены в группу. Она должна иметь и свое название. В данном случае это слово «транспорт». Зная это слово, дети получают опору для «категориального» восприятия новых предметов и образования тех или иных понятий.

Аналогичный процесс имеет место и тогда, когда надо выделить не только признаки, но и связи, лежащие внутри явления. Это тоже процесс мышления.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…