Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны

Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания, душевного контакта, доверия?

Может быть, занятые своими делами, в минуту собственных неполадок родители отмахнулись от очень важного для сына или дочери вопроса? Может быть, не подумав, с ходу категорически запретили то, что не было нужды или нельзя запрещать? Может быть, они не разобрались в тех психических сдвигах у подростка, которые связаны с особенностью так называемого «переходного возраста»?

Требуя что-то от детей, всегда ли родители сами бывают на высоте, проявляют мудрость, выдержку, терпение? А ведь никто так не чувствителен к несправедливости, как дети. Вот почему недопустимы, опасны окрик, необоснованные запреты, тон приказа, угроза физического наказания, обман ребенка, оскорбление его чувств насмешкой, подчеркнутое равнодушие к тому, чем он живет, что волнует его в данный момент. Особенно это относится к детям 11 — 12 лет, учащимся 5 — 6х классов.

У ребенка, вступающего в подростковый возраст, происходит качественный сдвиг в самосознании. Изменения в его поведении (появление упрямства, своеволия, противопоставления себя старшим) вызваны тем, что он хочет считаться взрослым и потому протестует против ограничения его самостоятельности, требует уважения к его достоинству.

Вот тут-то и нужны доброжелательность, приветливость, терпение, выдержка взрослых, интерес к духовному миру ребенка, к его склонностям, доверие, основанное на уважении к его личности. Иначе говоря, нужна правильная, продуманная линия поведения, определяемая как педагогический такт.

Педагогический такт
— вещь не простая. Для того чтобы он стал чертой характера каждой матери и каждого отца, стилем их отношений с детьми, этому надо учиться.

Прежде всего — вырабатывать в себе чувство меры в обращении с детьми, сочетая любовь с требовательностью и строгостью, умение находить путь к их сердцу и разуму и применять приемы воздействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, истинных мотивов его поведения, конкретных условий и обстоятельств.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…