Проблема телевизора

А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом.

Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но при этом умно и тактично управлять его телеинтересами. Неплохо посоветоваться с учителем и врачом, чтобы учесть состояние зрения, нервной системы и разумно регламентировать время и тематику телепередач, отбираемых для просмотра с учетом возраста, здоровья, индивидуальных особенностей ребенка, а главное — исходя из задачи идейного и нравственного воспитания (так, нельзя детям разрешать смотреть передачи, адресованные взрослым).

«Мы и так разрешаем смотреть только то, что детям важно и полезно, — скажут на это родители. — Разве плохо, если школьник, помимо учебной программы, посмотрит историко-революционный фильм, театральную постановку, фильм-балет или прослушает симфонический концерт?»

Нет, разумеется. Но мы приглашаем читателя сделать маленький арифметический подсчет. Если школьник «отдаст» телевизору только 2 ч в день, это составит в неделю 14 ч.

Много это или мало? Сравнительно со школьной программой, скажем, девятиклассника, это составит почти 50% недельного времени, отводимого на уроки. Но ведь многие дети, и это подтверждают сами родители, сидят у телевизора по 3 — 4 ч в день! И смотрят все подряд…

И еще немного арифметики: если ребенок увидит по телевидению только три фильма в неделю («Если бы так!» — подумают некоторые мамы и папы, прочитав эти строки), это составит более ста фильмов за учебный год!

Вывод прост:
тратя в неделю на телевизор время, почти равное недельной учебной нагрузке в школе, ученик не успевает выполнить домашнее задание, отстает в учебе, переутомляет нервную систему, теряет способность сколько-нибудь серьезно осмыслить увиденное, «переварить» чрезмерный, непосильный для него поток информации. Он лишает себя прогулок, времени для занятий спортом, чтения книг.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…