Способ снять с себя заботу о ребенке
Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой.
Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его «учить уроки», предоставляя самому себе. Ну, а если у ребенка нет отдельной комнаты? Может ли он заниматься, если старшие «прилипли» к телевизору на весь вечер? И он бросает уроки, идет на, улицу и нередко слоняется без дела там допоздна.
Эгоизм старших часто проявляет себя и еще в одной области воспитания. Речь идет о развитии детских дарований.
Школа и внешкольные учреждения — Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, натуралистов, туристов, детские библиотеки, спортивные, художественные, музыкальные школы, ученические кружки призваны помочь родителям своевременно выявлять творческие способности, таланты детей, в интересах ребенка развивать в нем те способности, для которых у него есть соответствующие задатки.
Нет у него, например, склонностей к музыке или фигурному катанию, а честолюбивые мамы и папы чуть ли не насильно приобщают его к этим «модным» занятиям ради удовлетворения своего родительского тщеславия.
Пробудить у детей любовь к знаниям, интерес к учению, чувство ответственности за качество учебного труда — задача не только школы, но и родителей. Как этого добиться? Во всяком случае, не наказанием за «двойку», а неподдельным интересом, проявляемым изо дня в день к тому, что изучается в школе.
Не вопросами вроде — «какие оценки сегодня получил?», а — «о чем спросили?», «что ответил?», «что рассказал, написал?» и т. п. Нельзя довольствоваться тем, что ребенок не получает плохих оценок.
Необходимо следить за глубиной и прочностью усвоения знаний, за динамикой его умственного роста. Если внимание родителей к процессу труда детей будет постоянным, у школьников обязательно появится чувство ответственности: «дома спросят» и спросят не вскользь, походя, а всерьез.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…
Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….
Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…
Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….
Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…