Честность или лживость

Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства.

Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко, что видны невооруженным глазом. Многие из них, если дать им развиться, «прорасти», проявят себя впоследствии столь резко, что родители только руками разведут: таким необъяснимым, немотивированным покажется им поведение сына или дочери.

Нужна, таким образом, постоянная корректировка семейного воспитания со стороны школы. Развить, укрепить то хорошее, что заложено в ребенке с детства, устранить недостатки семейного воспитания можно лишь при условии полного доверия родителей к учителю, при желании принять к руководству советы, рекомендации, требования школы и одновременно — пристального внимания учителя, классного руководителя к тому, что делается в семье ученика.

Конечно, среди тысяч и тысяч учителей встречаются люди очень резкие и по характеру, и по умению подойти к ребенку, и по степени внимания к тому, как он воспитывается в семье. Дети очень строго судят учителей и, как правило, справедливо. Свою оценку их они несут домой.

Однако как бы ни было верно критическое суждение школьника о том или ином педагоге или применяемых им мерах воспитательного воздействия, родители должны обладать долей мудрости, чтобы не переносить его на свое отношение к школе, чтобы никогда при детях не высказывать своего недовольства педагогом.

При любом конфликте ребенка с учителем надо постараться понять мотивы действий последнего, может быть, подсказать пути подхода к ребенку, договориться о единых требованиях к нему.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…