Авторитет родителей

Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье.

Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет не рождается сам собой.

Подросток не признает прав взрослых на уважение к ним в силу лишь их старшинства (отец, мать), должности (учитель) или большого жизненного опыта. У него свои критерии того, что заслуживает уважения: мужественность, эрудиция, мастерство в каком-либо деле, отношение к нему как к равному, т. е. способность понять и разделить с ним его интересы.

Вот один из весьма поучительных примеров завоевания отцом престижа в глазах сына, о котором рассказывается в умной, содержательной и хорошо написанной книжке, адресованной родителям, о воспитании чувств ребенка в семье. Когда сын начал поддаваться влиянию хулигана, отец, проявив разумную выдержку, выяснил, что авторитет парня строился на его необычайной, по мнению ребят, осведомленности в спорте.

«Он сыпал фамилиями, специальными терминами, хвастался мифическими знакомствами, а мальчики глядели ему в рот, восхищались и… разумеется, не могли отказаться от чести покурить с ним за гаражами или от приглашения запустить камнем в окно девчонки, посмевшей отозваться презрительно об их герое».

Будучи очень далеким от спорта, отец стал интересоваться им всерьез, выписал спортивные журналы, купил сыну абонемент на международные состязания, вместе с ним заполнял спортивную таблицу и «болел» за ту же команду.

«Он не сказал ни одного бранного слова в адрес хулигана», но в подходящий момент сумел поставить под сомнение авторитетность его суждений в области спорта и реальность существования у него знакомых спортсменов с громкими именами. Расчет отца оказался верным: «Сын вгляделся пристальнее в своего недавнего кумира, и… ореол рассеялся».

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…