Авторитет родителей
Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье.
Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет не рождается сам собой.
Подросток не признает прав взрослых на уважение к ним в силу лишь их старшинства (отец, мать), должности (учитель) или большого жизненного опыта. У него свои критерии того, что заслуживает уважения: мужественность, эрудиция, мастерство в каком-либо деле, отношение к нему как к равному, т. е. способность понять и разделить с ним его интересы.
Вот один из весьма поучительных примеров завоевания отцом престижа в глазах сына, о котором рассказывается в умной, содержательной и хорошо написанной книжке, адресованной родителям, о воспитании чувств ребенка в семье. Когда сын начал поддаваться влиянию хулигана, отец, проявив разумную выдержку, выяснил, что авторитет парня строился на его необычайной, по мнению ребят, осведомленности в спорте.
«Он сыпал фамилиями, специальными терминами, хвастался мифическими знакомствами, а мальчики глядели ему в рот, восхищались и… разумеется, не могли отказаться от чести покурить с ним за гаражами или от приглашения запустить камнем в окно девчонки, посмевшей отозваться презрительно об их герое».
Будучи очень далеким от спорта, отец стал интересоваться им всерьез, выписал спортивные журналы, купил сыну абонемент на международные состязания, вместе с ним заполнял спортивную таблицу и «болел» за ту же команду.
«Он не сказал ни одного бранного слова в адрес хулигана», но в подходящий момент сумел поставить под сомнение авторитетность его суждений в области спорта и реальность существования у него знакомых спортсменов с громкими именами. Расчет отца оказался верным: «Сын вгляделся пристальнее в своего недавнего кумира, и… ореол рассеялся».
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…
Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….
Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…
Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…
Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…