Овладение педагогическим тактом

Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание».

Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой. Если родительская любовь слепа, она не привьет ребенку сердечности, душевности, отзывчивости.

Скорее наоборот
— родит эгоиста, себялюбца, ибо, ставя ребенка в семье в исключительное положение, не предъявляет к нему никаких требований.

А. М. Горький говорил: «Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни».

Хотите уважения, дружбы своего ребенка, хотите, чтобы он поделился с вами сокровенным, — станьте сами для него другом, самым большим авторитетом, уважаемым человеком. Каким образом? И здесь нет готовых рецептов. Одно несомненно: любовь родителей к ребенку должна быть деятельной.

Это означает, что надо чаще бывать с ним:
вместе посещать кино, театр, концерты, художественные выставки, музыкальные лектории, совершать прогулки, экскурсии, походы; вместе что-то увлеченно строить, моделировать, коллекционировать, читать и обсуждать прочитанное; привлекать его к решению хозяйственных вопросов и т. д.

Если при этом отец и мать будут внимательны и дружелюбны к друзьям и подругам сына или дочери (неплохо, если они будут знакомы, а еще лучше — дружны с их родителями), ребенок ответит им душевной привязанностью, уважением и любовью.

Семейное воспитание предполагает руководство деятельностью малыша, подростка, юноши, оказание помощи ребенку во всех сферах его жизни. И помощь эта нужна постоянно, каждодневно. Вот малыш впервые пошел в школу.

За какие-нибудь 2 — 3 года он меняется на глазах: происходит ускоренное физическое и умственное развитие, обогащается мир чувств, расширяются связи ребенка с окружающей деятельностью.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…