Организация труда в семье

Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими.

«Твое дело — учиться!»

Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже от самообслуживания: не уберет за собой постель, не наведет порядок на рабочем месте, не сходит за покупками, не поможет в уборке дома, не сделает многого другого, что он может и должен делать.

Между тем организация труда в семье, по мнению Н. К. Крупской, является гвоздем коммунистического воспитания. Полное освобождение от всякого физического труда не только порождает лень, эгоизм, но и ослабляет организм ребенка.

Делая за детей то, что они должны делать сами, родители невольно лишают их радости и удовлетворения, освобождают от привычки совершать определенные усилия, сосредоточиваться, рассчитывать на себя при достижении той или иной конкретной цели. Кончая школу, юноша или девушка часто не знают, кем они хотят стать в жизни, где приложить свои силы.

Уже начиная с младшего подросткового возраста воспитание потребности в труде должно сочетаться с профессиональной ориентацией школьника, с подготовкой его к сознательному выбору профессии.

Современные средства информации —
печать, радио, телевидение, кино — необычайно расширяют представления молодых людей о многообразии сфер и видов деятельности человека.

Но их знания неполны, противоречивы, лишены глубины.
Подростки и юноши без помощи старших не способны понять психологию человека той или иной профессии, соотнести с ней свои данные и возможности.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…