Организация труда в семье
Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими.
«Твое дело — учиться!»
Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже от самообслуживания: не уберет за собой постель, не наведет порядок на рабочем месте, не сходит за покупками, не поможет в уборке дома, не сделает многого другого, что он может и должен делать.
Между тем организация труда в семье, по мнению Н. К. Крупской, является гвоздем коммунистического воспитания. Полное освобождение от всякого физического труда не только порождает лень, эгоизм, но и ослабляет организм ребенка.
Делая за детей то, что они должны делать сами, родители невольно лишают их радости и удовлетворения, освобождают от привычки совершать определенные усилия, сосредоточиваться, рассчитывать на себя при достижении той или иной конкретной цели. Кончая школу, юноша или девушка часто не знают, кем они хотят стать в жизни, где приложить свои силы.
Уже начиная с младшего подросткового возраста воспитание потребности в труде должно сочетаться с профессиональной ориентацией школьника, с подготовкой его к сознательному выбору профессии.
Современные средства информации — печать, радио, телевидение, кино — необычайно расширяют представления молодых людей о многообразии сфер и видов деятельности человека.
Но их знания неполны, противоречивы, лишены глубины. Подростки и юноши без помощи старших не способны понять психологию человека той или иной профессии, соотнести с ней свои данные и возможности.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…
Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…
А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…
Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….
Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…