Школа воспитывает детей как будущих граждан

Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка.

«Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А. С. Макаренко, — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тог да, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома, Как вы одеваетесь как вы говорите с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету» — все это имеет для ребенка большое значение».

Поведение родителей сильнее влияет на ребенка, чем их словесные указания, особенно если слово не подкрепляется личным примером или идет вразрез с поведением взрослых. Конфликты между родителями, часто возникающие на почве злоупотребления алкоголем, скандалы и ссоры на глазах у детей, споры о методах воспитания, взаимные оскорбления, мелочные, повторяющиеся изо дня в день придирки и попреки пагубно отражаются на психике ребенка, порождают детскую нервность, разрушают авторитет семьи.

В век научно-технической революции все большее значение для правильного воспитания детей приобретает высокий уровень образования членов семьи, широта их культурных запросов. Иначе родители рискуют не понять закономерности развития ребенка на разных возрастных этапах, запросы и интересы молодежи, вообще отстать от жизни.

Все это так, и тем не менее не снимает ни одного из множества «почему»?

В самом деле, почему в одной и той же семье один ребенок — «хороший», другой — «плохой»! Почему, казалось бы, в самой благополучной, к тому же образованной, интеллигентной семье вырастает несовершеннолетний преступник, а в семье, где нет отца и все заботы ложатся на плечи матери, за редким исключением растут прекрасные дети?

Почему, применяя в воспитании ребенка самые лучшие методические приемы, хорошая семья иногда получает плачевные результаты? А там, где о педагогике и понятия не имеют, дети сплошь и рядом отличаются хорошим воспитанием?

Ответить на эти вопросы непросто, потому что в воспитании нет и не может быть шаблона, стандарта, а следовательно, нет и готовых «типовых» ответов на все случаи жизни. Все зависит от конкретных обстоятельств, но и удовлетвориться одним лишь признанием сложности воспитательного процесса и возможной неоднозначностью его результатов мы не можем.

Если говорить не об исключениях, а о нормах, исходить из ведущих, определяющих, всеобщих педагогических принципов и закономерностей, то они проявляют себя в атмосфере, характеризующей жизнь данной семьи, в отношениях между родителями.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…