Школа воспитывает детей как будущих граждан

Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка.

«Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А. С. Макаренко, — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тог да, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома, Как вы одеваетесь как вы говорите с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету» — все это имеет для ребенка большое значение».

Поведение родителей сильнее влияет на ребенка, чем их словесные указания, особенно если слово не подкрепляется личным примером или идет вразрез с поведением взрослых. Конфликты между родителями, часто возникающие на почве злоупотребления алкоголем, скандалы и ссоры на глазах у детей, споры о методах воспитания, взаимные оскорбления, мелочные, повторяющиеся изо дня в день придирки и попреки пагубно отражаются на психике ребенка, порождают детскую нервность, разрушают авторитет семьи.

В век научно-технической революции все большее значение для правильного воспитания детей приобретает высокий уровень образования членов семьи, широта их культурных запросов. Иначе родители рискуют не понять закономерности развития ребенка на разных возрастных этапах, запросы и интересы молодежи, вообще отстать от жизни.

Все это так, и тем не менее не снимает ни одного из множества «почему»?

В самом деле, почему в одной и той же семье один ребенок — «хороший», другой — «плохой»! Почему, казалось бы, в самой благополучной, к тому же образованной, интеллигентной семье вырастает несовершеннолетний преступник, а в семье, где нет отца и все заботы ложатся на плечи матери, за редким исключением растут прекрасные дети?

Почему, применяя в воспитании ребенка самые лучшие методические приемы, хорошая семья иногда получает плачевные результаты? А там, где о педагогике и понятия не имеют, дети сплошь и рядом отличаются хорошим воспитанием?

Ответить на эти вопросы непросто, потому что в воспитании нет и не может быть шаблона, стандарта, а следовательно, нет и готовых «типовых» ответов на все случаи жизни. Все зависит от конкретных обстоятельств, но и удовлетвориться одним лишь признанием сложности воспитательного процесса и возможной неоднозначностью его результатов мы не можем.

Если говорить не об исключениях, а о нормах, исходить из ведущих, определяющих, всеобщих педагогических принципов и закономерностей, то они проявляют себя в атмосфере, характеризующей жизнь данной семьи, в отношениях между родителями.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…