Школа воспитывает детей как будущих граждан

Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка.

«Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А. С. Макаренко, — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тог да, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома, Как вы одеваетесь как вы говорите с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету» — все это имеет для ребенка большое значение».

Поведение родителей сильнее влияет на ребенка, чем их словесные указания, особенно если слово не подкрепляется личным примером или идет вразрез с поведением взрослых. Конфликты между родителями, часто возникающие на почве злоупотребления алкоголем, скандалы и ссоры на глазах у детей, споры о методах воспитания, взаимные оскорбления, мелочные, повторяющиеся изо дня в день придирки и попреки пагубно отражаются на психике ребенка, порождают детскую нервность, разрушают авторитет семьи.

В век научно-технической революции все большее значение для правильного воспитания детей приобретает высокий уровень образования членов семьи, широта их культурных запросов. Иначе родители рискуют не понять закономерности развития ребенка на разных возрастных этапах, запросы и интересы молодежи, вообще отстать от жизни.

Все это так, и тем не менее не снимает ни одного из множества «почему»?

В самом деле, почему в одной и той же семье один ребенок — «хороший», другой — «плохой»! Почему, казалось бы, в самой благополучной, к тому же образованной, интеллигентной семье вырастает несовершеннолетний преступник, а в семье, где нет отца и все заботы ложатся на плечи матери, за редким исключением растут прекрасные дети?

Почему, применяя в воспитании ребенка самые лучшие методические приемы, хорошая семья иногда получает плачевные результаты? А там, где о педагогике и понятия не имеют, дети сплошь и рядом отличаются хорошим воспитанием?

Ответить на эти вопросы непросто, потому что в воспитании нет и не может быть шаблона, стандарта, а следовательно, нет и готовых «типовых» ответов на все случаи жизни. Все зависит от конкретных обстоятельств, но и удовлетвориться одним лишь признанием сложности воспитательного процесса и возможной неоднозначностью его результатов мы не можем.

Если говорить не об исключениях, а о нормах, исходить из ведущих, определяющих, всеобщих педагогических принципов и закономерностей, то они проявляют себя в атмосфере, характеризующей жизнь данной семьи, в отношениях между родителями.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…