Содружество семьи и школы в воспитании детей

Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона.

Воспитание Гражданина
— дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья. «Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества», — записано в статье 66 новой Конституции СССР.

В духе этих положений Основного Закона определяются Основами законодательства о народном образовании обязанности родителей.

Они должны «воспитывать детей в духе высокой коммунистической нравственности, бережного отношения к социалистической собственности, прививать им трудовые навыки и подготавливать их к общественно полезной деятельности, заботиться о физическом развитии и укреплении здоровья детей, обеспечивать посещение учащимися учебных заведений, не допуская пропуска ими занятий без уважительных причин; создавать необходимые условия для своевременного получения детьми среднего образования и профессиональной подготовки…»

Цели семейного и общественного воспитания едины, но пути и методы их различны. В школе воспитательный процесс осуществляется в органическом единстве с обучением по научно обоснованным программам, опирается на последние достижения педагогики, психологии и других наук и опыт работы лучших педагогических коллективов страны.

На первом плане здесь стоит учитель с его интеллектом, педагогическим мастерством, уровнем культуры, нравственным обликом. При этом на положительном результате воспитания сказывается взаимодействие, и таких факторов, как влияние на ученика педагогического и ученического коллективов, контроль за его умственным и моральным ростом, многообразие связей школы с жизнью и многое другое.

Все это позволяет коллективу учителей школы, пионерской и комсомольской организациям выполнять поставленные перед ними партией и правительством задачи.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…