Воспитание всесторонне развитого человека

Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой отрасли народного хозяйства, осознания того, что «Всякий труд на пользу общества, как физический, так и умственный, уважаем и почетен», что прекрасное есть в любой профессии, если человек относится к труду творчески.

Для этого необходимо, чтобы семья жила подлинными трудовыми интересами, чтобы дети видели смысл труда родителей, их заинтересованность в его результатах, чувствовали их гордость за свой завод, колхоз, предприятие.

Будет очень хорошо, если родители, опираясь на естественный интерес ребенка к тому, где и кем они работают, покажут ему свой завод, фабрику, учреждение бытового обслуживания; раскроют красоту, полезность, нужность людям своего труда и профессии.

Тогда гордость ребенка за мать и отца («мой папа — токарь!», «мой папа — шофер!», «моя мама — врач!») обогатится более глубоким ценностным смыслом: «мой папа — на Доске почета!», «моя мама получила благодарность!» «мою маму очень уважают!», а его отношение к труду родителей будет определяться не внешними признаками профессии, а тем, что она дает людям, насколько велика в ней потребность общества.

В семьях, где труд лишен гуманных целей, он неизбежно вырождается в делячество. И хотят того родители или нет, их дети воспитываются в духе потребительства, культа вещей. Не здесь ли таятся корни духовной нищеты, примитивизма жизненных идеалов, скудности интересов, общественно-политической пассивности? Не в этом ли главная причина неправильного отношения отдельных молодых людей к социалистической собственности, аморального поведения в быту и на производстве? Да и может ли быть иначе?

Родители, проявляющие к труду деляческий подход, равнодушны к общественной активности своих детей, к их общественным интересам, обязанностям, поручениям. Их не интересует, чем живет сын или дочь в пионерской и комсомольской организациях. Они не смогут привить детям отношение к службе в Советской Армии как к выполнению гражданского, патриотического долга, воспитать их в духе коллективизма и интернационализма, в духе морального кодекса, строителя коммунизма.

Воспитание всесторонне развитого человека — задача, требующая от родителей много труда, знаний, терпения, такта. Каждая семья хочет видеть своего ребенка физически здоровым, нравственно зрелым и чистым, культурным, общительным, добрым, честным, внимательным — одним словом, настоящим Человеком. Добиться этого родители сумеют только укрепляя связь со школой и общественностью.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…