Воспитание всесторонне развитого человека

Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой отрасли народного хозяйства, осознания того, что «Всякий труд на пользу общества, как физический, так и умственный, уважаем и почетен», что прекрасное есть в любой профессии, если человек относится к труду творчески.

Для этого необходимо, чтобы семья жила подлинными трудовыми интересами, чтобы дети видели смысл труда родителей, их заинтересованность в его результатах, чувствовали их гордость за свой завод, колхоз, предприятие.

Будет очень хорошо, если родители, опираясь на естественный интерес ребенка к тому, где и кем они работают, покажут ему свой завод, фабрику, учреждение бытового обслуживания; раскроют красоту, полезность, нужность людям своего труда и профессии.

Тогда гордость ребенка за мать и отца («мой папа — токарь!», «мой папа — шофер!», «моя мама — врач!») обогатится более глубоким ценностным смыслом: «мой папа — на Доске почета!», «моя мама получила благодарность!» «мою маму очень уважают!», а его отношение к труду родителей будет определяться не внешними признаками профессии, а тем, что она дает людям, насколько велика в ней потребность общества.

В семьях, где труд лишен гуманных целей, он неизбежно вырождается в делячество. И хотят того родители или нет, их дети воспитываются в духе потребительства, культа вещей. Не здесь ли таятся корни духовной нищеты, примитивизма жизненных идеалов, скудности интересов, общественно-политической пассивности? Не в этом ли главная причина неправильного отношения отдельных молодых людей к социалистической собственности, аморального поведения в быту и на производстве? Да и может ли быть иначе?

Родители, проявляющие к труду деляческий подход, равнодушны к общественной активности своих детей, к их общественным интересам, обязанностям, поручениям. Их не интересует, чем живет сын или дочь в пионерской и комсомольской организациях. Они не смогут привить детям отношение к службе в Советской Армии как к выполнению гражданского, патриотического долга, воспитать их в духе коллективизма и интернационализма, в духе морального кодекса, строителя коммунизма.

Воспитание всесторонне развитого человека — задача, требующая от родителей много труда, знаний, терпения, такта. Каждая семья хочет видеть своего ребенка физически здоровым, нравственно зрелым и чистым, культурным, общительным, добрым, честным, внимательным — одним словом, настоящим Человеком. Добиться этого родители сумеют только укрепляя связь со школой и общественностью.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…