Нарушение требований к гигиене умственного труда школьника
Любое нарушение требований к гигиене умственного труда школьника чревато отрицательными последствиями. Превышение допустимого уровня учебной нагрузки, отсутствие режима в учебной работе, полноценного отдыха, физического труда, достаточной двигательной активности ведут к истощению нервной системы ребенка, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости различным инфекциям и иным вредным воздействиям. Все это требует от родителей знания и соблюдения правил гигиены умственного труда школьника.
Работоспособность ребенка регулируется центральной нервной системой и зависит от состояния и функционирования важнейших систем организма. При этом для детей в еще большей степени, чем для взрослых, характерна периодичность умственной работоспособности, определенные суточные, недельные и годовые ритмы ее повышения и спада.
Известно, например, что наибольшая работоспособность школьника — способность концентрировать и длительное время сохранять внимание, активно воспринимать и усваивать учебный материал, быстро запоминать его, падает на утренние часы — с 8 до 11.
В предобеденное и послеобеденное время работоспособность существенно понижается. При правильно организованном режиме питания и отдыха она восстанавливается, достигая максимума в период 16 — 18 ч, затем вновь и значительно падает. Чем младше ребенок, тем короче периоды наиболее эффективного учебного труда и длительнее — пониженной работоспособности.
Следует учитывать, что с возрастом умственная и физическая работоспособность школьников повышается. Нагрузка необходима организму, она полезна для него, даже если вызывает некоторое утомление — без этого немыслимо развитие. Но при этом нагрузка должна согласовываться с возрастом и быть посильной.
Большую ошибку допускают некоторые родители, освобождающие школьника от приготовления домашних заданий или физического труда по дому при малейшей жалобе на «переутомление».
«Отдохни», «приляг», «почитай», а то и «посмотри телевизор» (хотя это далеко не отдых, а напряженная работа) — настаивают иногда матери, не задумываясь, что жалобы на головную боль, усталость могут быть и следствием лени, нежелания приложить усилие, неорганизованности ребенка, не привыкшего к систематическому труду. Подобное наблюдается тогда, когда ребенок не приучен к режиму.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…
То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…
Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…
Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….
Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…