Освоение речи
В определенном возрасте у малыша появляются молочные зубы, потом они выпадают и вырастают постоянные. В определенные возрастные периоды начинают работать железы внутренней секреции, происходит особенно быстрый рост костей, в другие периоды рост замедляется и идет усиленное увеличение массы.
Эти изменения в детском организме сказываются на работоспособности, утомляемости, возбудимости.
Правильно ухаживая за ребенком, оберегая и укрепляя его здоровье, предупреждая заболевания, закаливая детский организм, родители тем самым активно влияют на его физическое развитие. Но ребенок растет не в безвоздушном пространстве.
С первого дня своего появления на свет он окружен взрослыми, которые передают ему в готовом виде ценнейший опыт, добытый миллионами поколений людей, живших до него в разное время и в разных условиях. Подражая взрослым, ребенок рано приучается разумно действовать с разными предметами, ставя перед собой цели. Он копирует поведение, речь, манеры отца или матери, учится рассуждать и оценивать окружающее.
Освоение речи, открывая широкие возможности для разнообразного общения с окружающими людьми, является важнейшим условием формирования многочисленных отношений ребенка к предметам, людям, явлениям окружающего мира. Общение со сверстниками и старшими людьми позволяет ему познать и самого себя.
Чтобы судить об уровне развития ребенка, необходимо ориентироваться на какие-то объективные показатели. Последние определяются теми требованиями, которые предъявляет социалистическое общество к человеку.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
На протяжении всей истории педагогической науки ученые противопоставляли в качестве главных биологический и социальный факторы, влияющие на развитие человека. Буржуазные психологи и педагоги решающую роль отводили наследственности. Прогрессивные деятели, в том числе представители передовой русской педагогической мысли (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский…
Нетрудно понять, что подход к развитию ребенка только лишь как к его созреванию на основе раз навсегда унаследованных свойств и качеств совершенно исключает роль обучения и воспитания, ибо начисто сбрасывает со счетов роль окружающей среды. В самом деле, раз все идет своим навечно установленным порядком и ребенок в каждом возрасте достигает определенного, одинакового для всех…
Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости. Существенные открытия в этом направлении были сделаны…
Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков. Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его…

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…