Освоение речи

В определенном возрасте у малыша появляются молочные зубы, потом они выпадают и вырастают постоянные. В определенные возрастные периоды начинают работать железы внутренней секреции, происходит особенно быстрый рост костей, в другие периоды рост замедляется и идет усиленное увеличение массы.

Эти изменения в детском организме сказываются на работоспособности, утомляемости, возбудимости.

Правильно ухаживая за ребенком, оберегая и укрепляя его здоровье, предупреждая заболевания, закаливая детский организм, родители тем самым активно влияют на его физическое развитие. Но ребенок растет не в безвоздушном пространстве.

С первого дня своего появления на свет он окружен взрослыми, которые передают ему в готовом виде ценнейший опыт, добытый миллионами поколений людей, живших до него в разное время и в разных условиях. Подражая взрослым, ребенок рано приучается разумно действовать с разными предметами, ставя перед собой цели. Он копирует поведение, речь, манеры отца или матери, учится рассуждать и оценивать окружающее.

Освоение речи, открывая широкие возможности для разнообразного общения с окружающими людьми, является важнейшим условием формирования многочисленных отношений ребенка к предметам, людям, явлениям окружающего мира. Общение со сверстниками и старшими людьми позволяет ему познать и самого себя.

Чтобы судить об уровне развития ребенка, необходимо ориентироваться на какие-то объективные показатели. Последние определяются теми требованиями, которые предъявляет социалистическое общество к человеку.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости. Существенные открытия в этом направлении были сделаны…


Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков. Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его…


Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…


Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского. Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень…


С возрастом усиливается идейная обоснованность суждений, возникающих на основе расширения круга лиц, с которыми ребенок вступает в общение, и новых видов его деятельности как общественника (октябренка, пионера, комсомольца). Все большую роль начинают играть книги, занятия искусством, наукой, разнообразные виды общественно-трудовой деятельности окружающих подростка людей. Среда — предметная, природная и главное социальная — превращается, таким образом,…