Освоение речи

В определенном возрасте у малыша появляются молочные зубы, потом они выпадают и вырастают постоянные. В определенные возрастные периоды начинают работать железы внутренней секреции, происходит особенно быстрый рост костей, в другие периоды рост замедляется и идет усиленное увеличение массы.

Эти изменения в детском организме сказываются на работоспособности, утомляемости, возбудимости.

Правильно ухаживая за ребенком, оберегая и укрепляя его здоровье, предупреждая заболевания, закаливая детский организм, родители тем самым активно влияют на его физическое развитие. Но ребенок растет не в безвоздушном пространстве.

С первого дня своего появления на свет он окружен взрослыми, которые передают ему в готовом виде ценнейший опыт, добытый миллионами поколений людей, живших до него в разное время и в разных условиях. Подражая взрослым, ребенок рано приучается разумно действовать с разными предметами, ставя перед собой цели. Он копирует поведение, речь, манеры отца или матери, учится рассуждать и оценивать окружающее.

Освоение речи, открывая широкие возможности для разнообразного общения с окружающими людьми, является важнейшим условием формирования многочисленных отношений ребенка к предметам, людям, явлениям окружающего мира. Общение со сверстниками и старшими людьми позволяет ему познать и самого себя.

Чтобы судить об уровне развития ребенка, необходимо ориентироваться на какие-то объективные показатели. Последние определяются теми требованиями, которые предъявляет социалистическое общество к человеку.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…


Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского. Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень…


С возрастом усиливается идейная обоснованность суждений, возникающих на основе расширения круга лиц, с которыми ребенок вступает в общение, и новых видов его деятельности как общественника (октябренка, пионера, комсомольца). Все большую роль начинают играть книги, занятия искусством, наукой, разнообразные виды общественно-трудовой деятельности окружающих подростка людей. Среда — предметная, природная и главное социальная — превращается, таким образом,…


Роль активности в развитии ребенка

Детскую активность наблюдает каждая мать. Если младенец здоров, сыт, хорошо выспался, если в комнате тепло, то он никогда не лежит спокойно: он делает множество беспорядочных движений ручками и ножками, морщит лоб. Утомившись от такой «работы», малыш крепко засыпает. По своей природе активность имеет биологическое происхождение. Она возникает у ребенка, когда он получает от внешней среды…


С развитием ребенка его активность изменяется как по содержанию, так и по форме. Дошкольник не просто активен в своих действиях. Он задает множество вопросов, рассуждает, учится рисовать и рассказывать по картинке, ухаживать за животными и читать стихи. Искусство воспитания заключается в том, чтобы направить его активность на усвоение правил вежливого обращения с другими, аккуратного и…