Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Стремлении к самостоятельности

Стремлении к самостоятельности

Конечно, активность детей порой нарушает порядок, установленный взрослыми, мешает им, однако ее нельзя подавлять. Надо находить такие дела, которые потребуют содержательной активности ребенка и послужат упражнением для развития ценных черт его личности.

Дети, предоставленные самим себе, да еще очень активные, часто подражают скверным образцам, проявляют озорство, доходят до грубых поступков, так как им некуда девать свою энергию.

Если же взрослый направляет энергию ребенка на серьезное, посильное для него дело (уход за цветами, подготовка к празднику, уборка и сервировка стола и многое другое) и свои требования ориентирует на то, что тот уже может сделать, приложив некоторые усилия к выполнению заданного, развиваются полезные черты характера ребенка.

Конечно, слабые и неуверенные в себе, легко ранимые и стеснительные дети не сразу способны на усилие, например на самостоятельное выступление перед публикой с чтением стихов или выполнение трудного рисунка. В том и состоит педагогический такт воспитателя, чтобы соизмерять физические и нравственные силы и возможности ребенка с теми требованиями, которые к нему предъявляются.

Активность ребенка очень рано начинает проявляться в его стремлении к самостоятельности. Чем старше он становится, тем меньше хочет подчиняться требованиям и указаниям взрослых. Он уже в три года чувствует себя большим и упрямится из одного только желания сделать не так, как того требуют родители, а так, как хочется ему лично.

Взрослые обязаны добиваться от ребенка выполнения тех требований, которые являются обязательными для всех членов семьи:
вежливо разговаривать друг с другом, благодарить за оказанную помощь.

убирать свои вещи на место, вовремя садиться за стол и т. п. Но во многом другом надо предоставлять детям возможную свободу, например в выборе занятий во время досуга, в решении вопроса, с кем им дружить в детском саду или в классе, кого пригласить на день рождения и т. п. С возрастом мера этой самостоятельности неизменно возрастает.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Нетрудно понять, что подход к развитию ребенка только лишь как к его созреванию на основе раз навсегда унаследованных свойств и качеств совершенно исключает роль обучения и воспитания, ибо начисто сбрасывает со счетов роль окружающей среды. В самом деле, раз все идет своим навечно установленным порядком и ребенок в каждом возрасте достигает определенного, одинакового для всех…


Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости. Существенные открытия в этом направлении были сделаны…


Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков. Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его…


Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…


Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского. Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень…