Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Стороны единого процесса формирования личности

Стороны единого процесса формирования личности

Весьма показательны для характеристики личности и те средства, которыми человек пользуется для достижения поставленной цели, иначе говоря — его возможности (богатство знаний, навыки, умения, которыми он обладает, способности, которые развились у него в прежние периоды его жизни).

Показателями уровня воспитанности человека являются и те отношения, оценки, переживания, которыми человек реагирует на достижение поставленных целей или на свой неуспех.

Гордая заносчивость или скромность в оценке своих достижений, уныние при неудаче или еще более настойчивое стремление к новым пробам и поискам — все эти многообразные переживания выступают с различной яркостью и устойчивостью, характеризуя сложившиеся у человека требования к себе и к другим. И, конечно же, в оценке воспитанности личности огромное значение имеют такие черты ее, как привычки поведения, навыки общения, потребность в труде на благо общества.

Воспитание и развитие
— это две стороны единого процесса формирования личности. Многие годы наука капиталистических стран упорно защищала мысль о том, что в своем развитии человек кратко повторяет путь, которым прошло человечество.

Чем ниже по своему развитию стоит человек, утверждали буржуазные ученые, тем ближе он к своим диким предкам. Поэтому ребенок в возрасте до 5 лет объявлялся «шимпанзе-подобным» существом. В изучении игр детей, их интересов, взаимоотношений буржуазные ученые пытались найти черты, сходные с аналогичным поведением обезьян, собак.

Попытка объяснить особенности развития ребенка действием только лишь инстинктов, наследственностью и другими биологическими факторами связана со стремлением реакционных представителей буржуазной науки принизить возможности и силы человека, обосновать бредовые идеи о якобы «природной неполноценности» целых народов, о вечной и неизменной вражде, ненависти простых людей друг к другу.

Передовая, прогрессивная наука, стоящая на материалистических позициях, утверждает, что формирование личности подрастающего человека подчинено законам жизни и развития человеческого общества.

В развитии ребенка действуют разные законы
— биологии, анатомии, физиологии и в огромной степени — социальные. Эти законы познаваемы, процессом развития ребенка как живого организма можно и должно управлять.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Стороны единого процесса формирования личности
Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…


Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского. Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень…


С возрастом усиливается идейная обоснованность суждений, возникающих на основе расширения круга лиц, с которыми ребенок вступает в общение, и новых видов его деятельности как общественника (октябренка, пионера, комсомольца). Все большую роль начинают играть книги, занятия искусством, наукой, разнообразные виды общественно-трудовой деятельности окружающих подростка людей. Среда — предметная, природная и главное социальная — превращается, таким образом,…


Роль активности в развитии ребенка

Детскую активность наблюдает каждая мать. Если младенец здоров, сыт, хорошо выспался, если в комнате тепло, то он никогда не лежит спокойно: он делает множество беспорядочных движений ручками и ножками, морщит лоб. Утомившись от такой «работы», малыш крепко засыпает. По своей природе активность имеет биологическое происхождение. Она возникает у ребенка, когда он получает от внешней среды…


С развитием ребенка его активность изменяется как по содержанию, так и по форме. Дошкольник не просто активен в своих действиях. Он задает множество вопросов, рассуждает, учится рисовать и рассказывать по картинке, ухаживать за животными и читать стихи. Искусство воспитания заключается в том, чтобы направить его активность на усвоение правил вежливого обращения с другими, аккуратного и…