Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Стороны единого процесса формирования личности

Стороны единого процесса формирования личности

Весьма показательны для характеристики личности и те средства, которыми человек пользуется для достижения поставленной цели, иначе говоря — его возможности (богатство знаний, навыки, умения, которыми он обладает, способности, которые развились у него в прежние периоды его жизни).

Показателями уровня воспитанности человека являются и те отношения, оценки, переживания, которыми человек реагирует на достижение поставленных целей или на свой неуспех.

Гордая заносчивость или скромность в оценке своих достижений, уныние при неудаче или еще более настойчивое стремление к новым пробам и поискам — все эти многообразные переживания выступают с различной яркостью и устойчивостью, характеризуя сложившиеся у человека требования к себе и к другим. И, конечно же, в оценке воспитанности личности огромное значение имеют такие черты ее, как привычки поведения, навыки общения, потребность в труде на благо общества.

Воспитание и развитие
— это две стороны единого процесса формирования личности. Многие годы наука капиталистических стран упорно защищала мысль о том, что в своем развитии человек кратко повторяет путь, которым прошло человечество.

Чем ниже по своему развитию стоит человек, утверждали буржуазные ученые, тем ближе он к своим диким предкам. Поэтому ребенок в возрасте до 5 лет объявлялся «шимпанзе-подобным» существом. В изучении игр детей, их интересов, взаимоотношений буржуазные ученые пытались найти черты, сходные с аналогичным поведением обезьян, собак.

Попытка объяснить особенности развития ребенка действием только лишь инстинктов, наследственностью и другими биологическими факторами связана со стремлением реакционных представителей буржуазной науки принизить возможности и силы человека, обосновать бредовые идеи о якобы «природной неполноценности» целых народов, о вечной и неизменной вражде, ненависти простых людей друг к другу.

Передовая, прогрессивная наука, стоящая на материалистических позициях, утверждает, что формирование личности подрастающего человека подчинено законам жизни и развития человеческого общества.

В развитии ребенка действуют разные законы
— биологии, анатомии, физиологии и в огромной степени — социальные. Эти законы познаваемы, процессом развития ребенка как живого организма можно и должно управлять.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Стороны единого процесса формирования личности

Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости. Существенные открытия в этом направлении были сделаны…


Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков. Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его…


Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…


Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского. Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень…


С возрастом усиливается идейная обоснованность суждений, возникающих на основе расширения круга лиц, с которыми ребенок вступает в общение, и новых видов его деятельности как общественника (октябренка, пионера, комсомольца). Все большую роль начинают играть книги, занятия искусством, наукой, разнообразные виды общественно-трудовой деятельности окружающих подростка людей. Среда — предметная, природная и главное социальная — превращается, таким образом,…