Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Содержание и характер общения ребенка

Содержание и характер общения ребенка

Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского.

Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень ограниченных видах взаимодействия со средой, добился высокого уровня развития многих своих воспитанников. Среди них и известный ученый, филолог и поэтесса О. И. Скороходова.

Следует подчеркнуть, что содержание и характер общения и его влияние на общее развитие ребенка не остаются неизменными на протяжении всего детства.

В ранних возрастных периодах огромную роль играет подражание ребенка действиям и речи взрослого человека, при этом регулярно изменяется то, чему (движениям, речи, интонации голоса, манерам) и как подражает ребенок (непроизвольно или намеренно).

В последующие периоды все большую роль начинает играть специальное обучение детей взрослыми и различные виды самостоятельных активных действий самого ребенка, размах и объем которых быстро нарастают.

В младшем и среднем школьном возрасте при соответствующих условиях в общении все больший вес приобретают новые факторы:
общественное мнение, т. е. суждения коллектива сверстников, и собственные мотивы поведения, характер которых также регулярно изменяется.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Нетрудно понять, что подход к развитию ребенка только лишь как к его созреванию на основе раз навсегда унаследованных свойств и качеств совершенно исключает роль обучения и воспитания, ибо начисто сбрасывает со счетов роль окружающей среды. В самом деле, раз все идет своим навечно установленным порядком и ребенок в каждом возрасте достигает определенного, одинакового для всех…


Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости. Существенные открытия в этом направлении были сделаны…


Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков. Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его…


Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…


С возрастом усиливается идейная обоснованность суждений, возникающих на основе расширения круга лиц, с которыми ребенок вступает в общение, и новых видов его деятельности как общественника (октябренка, пионера, комсомольца). Все большую роль начинают играть книги, занятия искусством, наукой, разнообразные виды общественно-трудовой деятельности окружающих подростка людей. Среда — предметная, природная и главное социальная — превращается, таким образом,…