Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Содержание и характер общения ребенка

Содержание и характер общения ребенка

Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского.

Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень ограниченных видах взаимодействия со средой, добился высокого уровня развития многих своих воспитанников. Среди них и известный ученый, филолог и поэтесса О. И. Скороходова.

Следует подчеркнуть, что содержание и характер общения и его влияние на общее развитие ребенка не остаются неизменными на протяжении всего детства.

В ранних возрастных периодах огромную роль играет подражание ребенка действиям и речи взрослого человека, при этом регулярно изменяется то, чему (движениям, речи, интонации голоса, манерам) и как подражает ребенок (непроизвольно или намеренно).

В последующие периоды все большую роль начинает играть специальное обучение детей взрослыми и различные виды самостоятельных активных действий самого ребенка, размах и объем которых быстро нарастают.

В младшем и среднем школьном возрасте при соответствующих условиях в общении все больший вес приобретают новые факторы:
общественное мнение, т. е. суждения коллектива сверстников, и собственные мотивы поведения, характер которых также регулярно изменяется.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Конечно, активность детей порой нарушает порядок, установленный взрослыми, мешает им, однако ее нельзя подавлять. Надо находить такие дела, которые потребуют содержательной активности ребенка и послужат упражнением для развития ценных черт его личности. Дети, предоставленные самим себе, да еще очень активные, часто подражают скверным образцам, проявляют озорство, доходят до грубых поступков, так как им некуда девать…


Особенно важна реакция родителей на то, что сделал ребенок. Взрослые почему-то чаще всего прибегают к отрицательным воздействиям на детей: бранят их даже за мелкие провинности, наказывают, говорят обидные слова. Но жизнь убеждает в том, что чем больше и чаще наказывают детей, тем меньше эти наказания на них действуют. Ребенок привыкает к ним, ему становится скучно,…


Уважительное отношение к детям, даже самым маленьким, создает в семье такую атмосферу, которая рождает доверие друг к другу, радость общения и желание ребенка участвовать в жизни семьи всеми своими силами. Выше отмечалось, что с развитием детей изменяется содержание их активности. По мере их роста ее направляют другие интересы, она проявляется в новых формах. Игры и…


Развитие и воспитание

Основной задачей воспитания ребенка является создание таких условий жизни, которые обеспечили бы наилучшее развитие способностей, черт характера, необходимых молодому человеку, члену нового, социалистического общества. Как этого добиться? Какую роль в развитии детей играют обучение и воспитание, здоровье, окружающая среда? Имеет ли значение наследственность? Обо всем этом необходимо знать родителям, чтобы правильно организовать жизнь ребенка в…


Весьма показательны для характеристики личности и те средства, которыми человек пользуется для достижения поставленной цели, иначе говоря — его возможности (богатство знаний, навыки, умения, которыми он обладает, способности, которые развились у него в прежние периоды его жизни). Показателями уровня воспитанности человека являются и те отношения, оценки, переживания, которыми человек реагирует на достижение поставленных целей или…