Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Уважительное отношение к детям

Уважительное отношение к детям

Уважительное отношение к детям, даже самым маленьким, создает в семье такую атмосферу, которая рождает доверие друг к другу, радость общения и желание ребенка участвовать в жизни семьи всеми своими силами.

Выше отмечалось, что с развитием детей изменяется содержание их активности. По мере их роста ее направляют другие интересы, она проявляется в новых формах. Игры и рассуждения, вопросы и споры, поступки и шалости — все меняется на разных уровнях развития ребенка, который всегда живет и действует как единое сложное целое.

Разный эффект приносят и разные виды его деятельности: игра в «магазин» или в «железную дорогу» полезна для 4 — 6летних детей, когда она проходит под руководством воспитателя. Та же игра бесцельна, а порой даже вредна для 9 — 10-летних ребят, которые уже не могут отнестись к ней серьезно.

Таким образом, советская наука видит в целостном воспитании ребенка как личности единственный путь его гармонического развития. Так разрешаются те трудные вопросы об отношении обучения, воспитания и развития, перед которыми остановились многие ученые капиталистических стран.

Выделяя в качестве решающего условия собственную активность ребенка, которой управляет взрослый разумный человек, советская наука выдвигает в качестве основного фактора формирования личности обучение и воспитание.

Этому сложному искусству, воспитанию детей; родители должны научиться, если они хотят вырастить полноценных, всесторонне развитых, жизнерадостных граждан.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…


Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского. Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень…


С возрастом усиливается идейная обоснованность суждений, возникающих на основе расширения круга лиц, с которыми ребенок вступает в общение, и новых видов его деятельности как общественника (октябренка, пионера, комсомольца). Все большую роль начинают играть книги, занятия искусством, наукой, разнообразные виды общественно-трудовой деятельности окружающих подростка людей. Среда — предметная, природная и главное социальная — превращается, таким образом,…


Роль активности в развитии ребенка

Детскую активность наблюдает каждая мать. Если младенец здоров, сыт, хорошо выспался, если в комнате тепло, то он никогда не лежит спокойно: он делает множество беспорядочных движений ручками и ножками, морщит лоб. Утомившись от такой «работы», малыш крепко засыпает. По своей природе активность имеет биологическое происхождение. Она возникает у ребенка, когда он получает от внешней среды…


С развитием ребенка его активность изменяется как по содержанию, так и по форме. Дошкольник не просто активен в своих действиях. Он задает множество вопросов, рассуждает, учится рисовать и рассказывать по картинке, ухаживать за животными и читать стихи. Искусство воспитания заключается в том, чтобы направить его активность на усвоение правил вежливого обращения с другими, аккуратного и…