Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Воспитание самостоятельности

Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать.

В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому себе нормы морали, принятые в современном ему обществе, и руководствоваться ими как эталонами.

Таким образом, среда как фактор развития личности есть явление социальное, исторически изменяющееся. Семья (микросреда), в которой проходит жизнь ребенка с первых дней его существования, представляет собой ячейку, клеточку общества.

Естественно, что на каждом этапе исторического развития с изменением среды, норм морали, ценностей культуры, вкусов, образа мыслей взрослых людей меняются цели и средства воспитания нового человека.

Воздействие среды становится решающим условием воспитания, когда оно специально направлено на выработку у ребенка желаемых черт, «заказанных» обществом, и осуществляется систематической педагогической деятельностью взрослых.


Воспитание самостоятельности начинается в раннем детстве

Воспитание самостоятельности начинается в раннем детстве Воспитание самостоятельности начинается в раннем детстве Воспитание самостоятельности начинается в раннем детстве


Поэтому в разных исторических условиях, в обществе с различным социальным строем и уровнем культуры, в многодетных или малых семьях, среди людей труда или буржуа развитие ребенка различно и результат его также различен (по направленности личности, ее способностям, уровню идейной зрелости и характеру жизненных целей и идеалов).

Содержание общения, его формы, направленность, организация являются важнейшими условиями влияния человеческой среды на подрастающего человека.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

С развитием ребенка его активность изменяется как по содержанию, так и по форме. Дошкольник не просто активен в своих действиях. Он задает множество вопросов, рассуждает, учится рисовать и рассказывать по картинке, ухаживать за животными и читать стихи. Искусство воспитания заключается в том, чтобы направить его активность на усвоение правил вежливого обращения с другими, аккуратного и…


Конечно, активность детей порой нарушает порядок, установленный взрослыми, мешает им, однако ее нельзя подавлять. Надо находить такие дела, которые потребуют содержательной активности ребенка и послужат упражнением для развития ценных черт его личности. Дети, предоставленные самим себе, да еще очень активные, часто подражают скверным образцам, проявляют озорство, доходят до грубых поступков, так как им некуда девать…


Особенно важна реакция родителей на то, что сделал ребенок. Взрослые почему-то чаще всего прибегают к отрицательным воздействиям на детей: бранят их даже за мелкие провинности, наказывают, говорят обидные слова. Но жизнь убеждает в том, что чем больше и чаще наказывают детей, тем меньше эти наказания на них действуют. Ребенок привыкает к ним, ему становится скучно,…


Уважительное отношение к детям, даже самым маленьким, создает в семье такую атмосферу, которая рождает доверие друг к другу, радость общения и желание ребенка участвовать в жизни семьи всеми своими силами. Выше отмечалось, что с развитием детей изменяется содержание их активности. По мере их роста ее направляют другие интересы, она проявляется в новых формах. Игры и…


Развитие и воспитание

Основной задачей воспитания ребенка является создание таких условий жизни, которые обеспечили бы наилучшее развитие способностей, черт характера, необходимых молодому человеку, члену нового, социалистического общества. Как этого добиться? Какую роль в развитии детей играют обучение и воспитание, здоровье, окружающая среда? Имеет ли значение наследственность? Обо всем этом необходимо знать родителям, чтобы правильно организовать жизнь ребенка в…