Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Ребенок вступает в общение с окружающими

Ребенок вступает в общение с окружающими

С возрастом усиливается идейная обоснованность суждений, возникающих на основе расширения круга лиц, с которыми ребенок вступает в общение, и новых видов его деятельности как общественника (октябренка, пионера, комсомольца).

Все большую роль начинают играть книги, занятия искусством, наукой, разнообразные виды общественно-трудовой деятельности окружающих подростка людей.

Среда — предметная, природная и главное социальная — превращается, таким образом, в фактор развития только при ее воздействии на подрастающего человека.

Но ребенок — не простой реактивный аппарат. Каждое внешнее воздействие преломляется через опыт, знания, переживания, интересы, которые он накопил за свою короткую жизнь.

Поэтому не удивительно, что одни и те же воздействия, идущие от разных взрослых — приказ, упрек, похвала — вызывают неодинаковый эффект. Кроме того, ребенок сам активно вступает в общение с окружающими его разными людьми.

Характер этого взаимодействия определяется многими условиями:
не только влиянием взрослого на ребенка, но и готовностью, желаниями последнего, его возрастными, половыми и индивидуальными особенностями, типом нервной системы, состоянием его в данный момент.

Таким образом, выделяя общение как основную причину развития, следует учитывать, что оно
— процесс двусторонний. В нем активен не только взрослый, но и ребенок. При этом роль его собственной активности, инициативы, самостоятельности в общении быстро возрастает. Именно поэтому активность самого воспитуемого становится важнейшим фактором его развития.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Весьма показательны для характеристики личности и те средства, которыми человек пользуется для достижения поставленной цели, иначе говоря — его возможности (богатство знаний, навыки, умения, которыми он обладает, способности, которые развились у него в прежние периоды его жизни). Показателями уровня воспитанности человека являются и те отношения, оценки, переживания, которыми человек реагирует на достижение поставленных целей или…


В определенном возрасте у малыша появляются молочные зубы, потом они выпадают и вырастают постоянные. В определенные возрастные периоды начинают работать железы внутренней секреции, происходит особенно быстрый рост костей, в другие периоды рост замедляется и идет усиленное увеличение массы. Эти изменения в детском организме сказываются на работоспособности, утомляемости, возбудимости. Правильно ухаживая за ребенком, оберегая и укрепляя…


В развитии ребенка следует выделить три главные стороны: уровень умственного развития; сформированность его отношений к окружающей действительности, т. е. его чувства, желания, интересы; овладение им разнообразными практическими и умственными действиями. По тому, насколько развита каждая из этих сторон, можно судить об общем развитии ребенка. Формирование любой способности, любой стороны личности не идет равномерно. Есть периоды…


На протяжении всей истории педагогической науки ученые противопоставляли в качестве главных биологический и социальный факторы, влияющие на развитие человека. Буржуазные психологи и педагоги решающую роль отводили наследственности. Прогрессивные деятели, в том числе представители передовой русской педагогической мысли (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский…


Нетрудно понять, что подход к развитию ребенка только лишь как к его созреванию на основе раз навсегда унаследованных свойств и качеств совершенно исключает роль обучения и воспитания, ибо начисто сбрасывает со счетов роль окружающей среды. В самом деле, раз все идет своим навечно установленным порядком и ребенок в каждом возрасте достигает определенного, одинакового для всех…