Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Роль наследственности

Роль наследственности

Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости.

Существенные открытия в этом направлении были сделаны советскими биологами Н. И. Вавиловым, И. В. Мичуриным. Их работы показали, что по наследству передаются лишь те свойства родительских организмов, которые закреплены длительным существованием данного вида растительных и животных организмов в одних и тех же условиях.

Тип обмена веществ между организмом и окружающей его средой, закрепленный многими поколениями, закодирован в специальных белковых соединениях, находящихся в зародышевой клетке (дезоксирибонуклеиновых кислотах — ДНК).

Именно на этом принципе строят вслед за И. В. Мичуриным современные селекционеры работу по выведению новых сортов растений и животных, закрепляя в каждом последующем поколении наметившиеся полезные свойства: высокую молочность коров, сочность груш или морозоустойчивость яблонь, полноту колоса у пшеницы и т. д.

Можно утверждать, что ребенок наследует от своих близких и очень далеких предков прежде всего строение человеческого тела: замечательное орудие труда и познания — руки, орган речи — гортань, органы чувств, движений, наконец, такой удивительный аппарат, каким является мозг человека.

Поэтому родившееся от людей дитя имеет возможность стать Человеком (но только возможность!), так как Человеком его делает окружающая среда, опыт социального бытия, условия развития и воспитания.

Дети получают также по наследству от своих близких предков и более частные признаки: особенности строения лица, цвет глаз, форму носа, а также некоторые задатки (опять только возможность!) стать музыкантом, математиком, актером и др.

Что же касается интересов, склонностей, высоты и темпа умственного и нравственного развития, то эти качества личности по наследству не передаются, как не передает дрессированная собака своей выучки щенкам. Врожденные особенности ребенка обусловлены биологическим фактором. Ведь жизнь ребенка начинается за 9 мес до его появления на свет.

Состояние матери во время беременности, ее самочувствие, образ жизни, питание, о чем подробно говорилось в предыдущих разделах, создают ту «среду», продуктом которой является зародыш, т. е. еще не родившийся человек.

Индивидуальные особенности ребенка выступают порой с удивительной яркостью. Физиолог Н. И. Касаткин утверждал, что за 25 лет работы по изучению нервной деятельности младенцев (от 0 до 1 мес) он не нашел двух малюток с одинаковой нервной .системой.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Развитие и воспитание

Основной задачей воспитания ребенка является создание таких условий жизни, которые обеспечили бы наилучшее развитие способностей, черт характера, необходимых молодому человеку, члену нового, социалистического общества. Как этого добиться? Какую роль в развитии детей играют обучение и воспитание, здоровье, окружающая среда? Имеет ли значение наследственность? Обо всем этом необходимо знать родителям, чтобы правильно организовать жизнь ребенка в…


Весьма показательны для характеристики личности и те средства, которыми человек пользуется для достижения поставленной цели, иначе говоря — его возможности (богатство знаний, навыки, умения, которыми он обладает, способности, которые развились у него в прежние периоды его жизни). Показателями уровня воспитанности человека являются и те отношения, оценки, переживания, которыми человек реагирует на достижение поставленных целей или…


В определенном возрасте у малыша появляются молочные зубы, потом они выпадают и вырастают постоянные. В определенные возрастные периоды начинают работать железы внутренней секреции, происходит особенно быстрый рост костей, в другие периоды рост замедляется и идет усиленное увеличение массы. Эти изменения в детском организме сказываются на работоспособности, утомляемости, возбудимости. Правильно ухаживая за ребенком, оберегая и укрепляя…


В развитии ребенка следует выделить три главные стороны: уровень умственного развития; сформированность его отношений к окружающей действительности, т. е. его чувства, желания, интересы; овладение им разнообразными практическими и умственными действиями. По тому, насколько развита каждая из этих сторон, можно судить об общем развитии ребенка. Формирование любой способности, любой стороны личности не идет равномерно. Есть периоды…


На протяжении всей истории педагогической науки ученые противопоставляли в качестве главных биологический и социальный факторы, влияющие на развитие человека. Буржуазные психологи и педагоги решающую роль отводили наследственности. Прогрессивные деятели, в том числе представители передовой русской педагогической мысли (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский…