Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Роль активности в развитии ребенка

Роль активности в развитии ребенка

14.	Внимание и ласка матери поощряют к труду ребенкаДетскую активность наблюдает каждая мать. Если младенец здоров, сыт, хорошо выспался, если в комнате тепло, то он никогда не лежит спокойно: он делает множество беспорядочных движений ручками и ножками, морщит лоб. Утомившись от такой «работы», малыш крепко засыпает.

По своей природе активность имеет биологическое происхождение. Она возникает у ребенка, когда он получает от внешней среды больше, чем тратит. Больные, истощенные дети обычно неактивны, они бездеятельны и вялы.

Значит, живость ребенка, его активность являются показателями его здоровья. Но для того чтобы ребенок развивался психически, его активность надо организовать, направить так, чтобы она не работала «вхолостую».

Когда мать дает малышу яркую игрушку и побуждает его схватить предмет, она упражняет глаз и руку ребенка, воспитывает у него умение сосредоточиваться. Ребенок, научившийся ходить, охотно подлезает под стол, двигает стулья, катает мяч, стучит палкой по мебели.

Так он упражняет не только свой мышечно-суставной аппарат, но и развивает свою познавательную активность. Благодаря действиям малыш узнает, что есть вещи тяжелые, а есть легкие, одни вещи катаются (мяч, шар), другие прочно стоят на месте (кубики).

Маленькую тарелочку можно вложить в большую, а вот большая коробочка никак не лезет в маленькую. Ребенок осваивает пространство, учится преодолевать препятствия и радоваться своим успехам.

Как много теряют дети, которых не в меру заботливые родители долго носят на руках и не дают им проявлять собственную активность.

Выражением скрытых возможностей ребенка является хорошо известное воспитателям заявление двухлетнего малыша: «я сам», «я могу». От него лишь один шаг до «я хочу».

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

На протяжении всей истории педагогической науки ученые противопоставляли в качестве главных биологический и социальный факторы, влияющие на развитие человека. Буржуазные психологи и педагоги решающую роль отводили наследственности. Прогрессивные деятели, в том числе представители передовой русской педагогической мысли (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский…


Нетрудно понять, что подход к развитию ребенка только лишь как к его созреванию на основе раз навсегда унаследованных свойств и качеств совершенно исключает роль обучения и воспитания, ибо начисто сбрасывает со счетов роль окружающей среды. В самом деле, раз все идет своим навечно установленным порядком и ребенок в каждом возрасте достигает определенного, одинакового для всех…


Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости. Существенные открытия в этом направлении были сделаны…


Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков. Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его…


Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…