Среда

Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков.

Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его жизни — свете, тепле, пище, воздухе и пр. В то же время для развития ребенка как личности этих условий явно недостаточно.

Решающую роль в среде, окружающей подрастающего человека, играют люди, при этом не только близкие, составляющие наиболее узкую среду — семью, но и более далекие — соседи, товарищи по детскому саду, затем по школе, т. е. те, с которыми ребенок учится, играет, занимается в студиях и кружках.

Человеческая среда включает даже лиц давно умерших или тех, с которыми ребенок не вступает в непосредственный контакт, но о делах, образе мыслей, нравственном облике, борьбе и творчестве которых он узнает из книг или рассказов старших.

Книги, радио, газеты, телевидение доносят до современного ребенка живые образы незнакомых ему предков, которые оказывают влияние на мысли и чувства, на оценку и стремления подрастающего человека.

Однако отец или мать, герой-дедушка или знаменитый старший брат не оказывают влияния на формирующийся нравственный облик ребенка одним лишь своим «присутствием» в сфере его жизни. Единственным каналом, по которому осуществляется такое влияние (положительное или отрицательное), является общение ребенка с людьми, составляющими его среду.

Только общение, будучи своеобразным «обменом веществ» между личностью и обществом, обеспечивает возможность усвоения ребенком бесценного опыта предков, возможность подражания выбранному взрослому как образцу.

В общении совершается и развитие самого ребенка, только в нем он приобретает многообразные знания о предметах, их свойствах и особенностях, овладевает многочисленными навыками и умениями, учится понимать то, что воспринимают его глаз и рука, переживает чувства радости и огорчения, сталкивается с новыми явлениями природы и жизни людей, отзывается на них чувством удивления, задумывается над ними.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…


Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского. Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень…


С возрастом усиливается идейная обоснованность суждений, возникающих на основе расширения круга лиц, с которыми ребенок вступает в общение, и новых видов его деятельности как общественника (октябренка, пионера, комсомольца). Все большую роль начинают играть книги, занятия искусством, наукой, разнообразные виды общественно-трудовой деятельности окружающих подростка людей. Среда — предметная, природная и главное социальная — превращается, таким образом,…


Роль активности в развитии ребенка

Детскую активность наблюдает каждая мать. Если младенец здоров, сыт, хорошо выспался, если в комнате тепло, то он никогда не лежит спокойно: он делает множество беспорядочных движений ручками и ножками, морщит лоб. Утомившись от такой «работы», малыш крепко засыпает. По своей природе активность имеет биологическое происхождение. Она возникает у ребенка, когда он получает от внешней среды…


С развитием ребенка его активность изменяется как по содержанию, так и по форме. Дошкольник не просто активен в своих действиях. Он задает множество вопросов, рассуждает, учится рисовать и рассказывать по картинке, ухаживать за животными и читать стихи. Искусство воспитания заключается в том, чтобы направить его активность на усвоение правил вежливого обращения с другими, аккуратного и…