Каждое новое блюдо прикорма
Помимо пищевых, у ребенка существует целый ряд других безусловных рефлексов. К их числу принадлежит и так называемый оборонительный или защитный рефлекс. Дети раннего и дошкольного возраста часто боятся новых незнакомых им игрушек, домашних животных, чужих лиц и при виде их отворачиваются, прижимаются к матери.
Таким незнакомым для ребенка предметом является каждое новое блюдо прикорма. Если при кормлении у ребенка возникает отрицательная реакция на прием пищи, то выделение слюны и желудочного сока в этом случае задерживается, так как возбуждение центра оборонительного рефлекса приводит к торможению пищевого центра.
Если, несмотря на ярко выраженную отрицательную реакцию к тому или иному блюду, ребенка продолжают кормить насильно, то благодаря частому повторению этот отрицательный рефлекс все более и более закрепляется.
Уже через несколько дней такой отрицательный рефлекс вырабатывается не только на предлагаемую пищу, но и на всю обстановку, с которой связано кормление. Так, к его проявлению приводят уже одно подвязывание салфетки, усаживание за стол, стук ложек и тарелок.
Малыш плачет, отказывается от еды, и нередко кормление заканчивается рвотой. Учитывая это, мать должна каждый новый вид прикорма вводить постепенно, чтобы ребенок мог к нему привыкнуть. Если он упорно отказывается от того или иного блюда, которое ему необходимо, можно прибегнуть к хитрости, примешав прикорм к другой, любимой малышом пище.
Очень часто родители, стремясь во что бы то ни стало накормить малыша, всячески пытаются отвлечь его внимание и тем самым ослабить нежелание есть: рассказывают сказки, поют и даже танцуют вокруг стола.
Иногда этим на время удается ослабить активность оборонительного рефлекса, и ребенок вяло проглатывает предложенную ему пищу. Однако он не испытывает никаких вкусовых ощущений и не получает удовольствия от еды. При этом не происходит отделения запального желудочного сока; в этих условиях пища гораздо хуже переваривается и усваивается по сравнению с той, которая съедена с аппетитом.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
Хлеб необходим детям так же, как и взрослым. В возрасте от полутора до трех лет суточное количество хлеба не должно превышать 100 г. Избыток его отягощает работу желудочно-кишечного тракта, снижает аппетит. Крупы широко употребляются в питании детей раннего возраста. Манная крупа усваивается лучше других. Она приготавливается из центральной части пшеничных зерен, богата белками, углеводами, но…
Овощи и фрукты — обязательная ежедневная составная часть меню ребенка — являются важным источником витаминов и минеральных веществ. Они стимулируют выделение пищеварительных соков и продвижение пищи по кишечнику. Овощи и особенно фрукты содержат большое количество так называемых пектиновых веществ, которые улучшают работу желез желудочно-кишечного тракта, уменьшают гнилостные процессы, способствуют обезвреживанию в кишечнике вредных для организма…
Орехи (арахис, кедровые, грецкие, лесные) — полезный продукт питания, так как они богаты растительными маслами, белками и витаминами, в частности группы В. Сладости детям до двух лет лучше не давать. В более старшем возрасте их разрешают (не каждый день) после кормления, а при хорошем аппетите — изредка и в промежутке между кормлениями но не до…
Как уже было сказано, одним из важнейших критериев ценности пищи является количество энергии, которое в ней содержится — калораж (калория — количество тепла, необходимое для нагревания 1 г воды на 1°С). Энергию, получаемую ребенком 1 — 3 лет с пищей за день, целесообразнее распределить по кормлениям. Калорийность завтрака должна составлять 15 — 20%, обеда —…
Для предупреждения расстройства аппетита у детей родители должны придерживаться определенных правил кормления, так как они не менее важны, чем состав пищи. С введением прикорма надо терпеливо приучать ребенка к новым для него видам пищи. Перед кормлением грудью в течение нескольких дней дают пробовать несколько чайных ложек нового блюда, постепенно увеличивая его количество, и заканчивают кормление…