Физические упражнения

К ним относятся гимнастические упражнения, физические упражнения прикладного характера, силовые, скоростно-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т. д. Гимнастические упражнения специальные, расчлененные движения, при которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутренние органы.

При выполнении гимнастических упражнений предусматриваются то или иное исходное положение, направление движения, его амплитуда, скорость, мера мышечного напряжения. Все это обеспечивает точный характер движений и по возможности целенаправленное влияние на соответствующие элементы опорно-двигательного аппарата.

В процессе физического воспитания ребенка так же, как и в процессе лечебного воздействия средств физкультуры с помощью гимнастических упражнений, формируются двигательные навыки, точность движений, развиваются ловкость, сила, выносливость, гибкость. Наибольшую группу гимнастических упражнений составляют общеразвивающие упражнения для определенных мышечных групп, классифицируемые по анатомическому признаку.

Упражнения для мышц верхних конечностей выполняются из всех исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине и животе, преимущественно же из положения стоя (для детей старшего возраста из основной стойки), обеспечивающих устойчивое положение тела. Упражнения для мышц брюшного пресса выполняются из исходного положения лежа на спине, но могут проводиться и из других положений.

Гимнастические упражнения для мышц спины (наклоны вперед, боковые наклоны и вращения туловища) выполняются из исходных положений стоя, оптимальным для развития мышц спины является положение лежа на животе. Упражнения для мышц нижних конечностей выполняются из всех исходных положений, в зависимости от требуемой нагрузки. Все общеразвивающие гимнастические упражнения могут включаться в содержание занятий и других форм как без предметов, так и с предметами и пособиями: палками, флажками, обручами, лентами, шнурами, шарами, шестами и т. п.

Точности выполнения упражнений способствует использование гимнастических снарядов: стенок, скамеек, бревна. В зависимости от возраста ребенка и степени развития двигательных навыков характер гимнастических упражнений меняется.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Ходьба на лыжах — циклическое движение спортивного типа, при котором скольжение обеспечивается интенсивной работой мышц. Ходьба на лыжах способствует развитию выносливости, увеличению физической работоспособности, развитию силы, ловкости, быстроты, равновесия, повышению неспецифической сопротивляемости, положительно сказывается на деятельности сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Передвижение на лыжах стимулирует обменные процессы, развивает пространственные ориентировки и координацию движений. В лечебной физкультуре…


К основным приемам общего лечебного массажа относятся следующие: поглаживание — массирующая рука скользит по коже всей ладонью, не собирая ее в складки и не смещая, производя различное надавливание в зависимости от того или иного приема. Основные приемы плоскостное и охватывающее поглаживание. При плоскостном кисть массажиста выпрямлена свободно, пальцы согнуты, движения производятся без напряжения. При охватывающем…


Трофическое действие средств лечебной физкультуры проявляется в общем и направленном изменении обмена веществ в мышцах и внутренних органах, связанных с работой определенных мышечных групп. Оно способствует усилению процессов регенерации и репарации, ускорению резорбции воспалительного экссудата и обратному развитию воспаления в целом. В клинике внутренних болезней у детей воздействие средств лечебной физкультуры на трофику используется для…


В некоторых случаях, особенно при проведении гимнастики в зале, целесообразно использование исходного положения лежа. Некоторые особенности отличают утреннюю гимнастику, проводимую с детьми, находящимися на постельном режиме в однопрофильных стационарах и травматологических отделениях. В этом случае она решает и частные лечебные задачи с включением соответствующих средств. Начинают гимнастику с такими детьми дисциплинирующей командой, сосредоточивая их внимание….


Общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов, с предметами (большими и малыми мячами, флажками и т. п.). Из других видов физических упражнений для занятий с детьми школьного возраста используются упражнения в развитии основных движений. Лазание и перелезание осуществляются с помощью гимнастической стенки, скамейки, наклонных лестниц, а во время занятий в реабилитационных центрах и санаторных учреждениях —…