Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Роль биологических причин

Роль биологических причин

Нетрудно понять, что подход к развитию ребенка только лишь как к его созреванию на основе раз навсегда унаследованных свойств и качеств совершенно исключает роль обучения и воспитания, ибо начисто сбрасывает со счетов роль окружающей среды.

В самом деле, раз все идет своим навечно установленным порядком и ребенок в каждом возрасте достигает определенного, одинакового для всех нормальных детей уровня в развитии разных сторон своей личности, независимо от того, чему и как обучают его взрослые, незачем, бесполезно заниматься и его воспитанием. К тому же, как бы ни было поставлено обучение, оно не сможет сдвинуть границы, определяемые возрастным созреванием ребенка.

Советские ученые, учителя и воспитатели показали несостоятельность, антигуманную сущность подобных теорий, убедительно продемонстрировали решающую роль обучения и воспитания в формировании личности подрастающего человека. Они рассматривают развитие ребенка как единый, сложный процесс, в котором существенную роль играют различные факторы и условия и который подчиняется доступным человеческому познанию законам.

Нельзя игнорировать роль биологических причин, так как ребенок
— это живой организм, жизнь которого, о чем уже было сказано, подчинена общим законам биологии, возрастной анатомии и физиологии. Периодически и закономерно изменяются строение клеток и тканей, химический состав крови, слюны, желчи, работа сердца и легких, желез внутренней секреции, мозга.

К биологическому фактору развития относится и состояние здоровья — его более или менее длительные нарушения. Большую роль в жизни ребенка (как организма) играют индивидуальные особенности его нервной деятельности, возрастные и половые различия.

В основе биологической жизни организма, безусловно, лежат определенные законы созревания, однако их действие, как отмечалось выше, в различной степени может подчиняться некоторым воспитывающим влияниям среды (закаливание, питание, режим, спортивные занятия, убыстряющие темп созревания).

Однако биологическая жизнь организма ребенка не определяет непосредственно его психическое развитие, хотя и не остается совершенно «нейтральным» или «безразличным» к нему.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Уважительное отношение к детям, даже самым маленьким, создает в семье такую атмосферу, которая рождает доверие друг к другу, радость общения и желание ребенка участвовать в жизни семьи всеми своими силами. Выше отмечалось, что с развитием детей изменяется содержание их активности. По мере их роста ее направляют другие интересы, она проявляется в новых формах. Игры и…


Развитие и воспитание

Основной задачей воспитания ребенка является создание таких условий жизни, которые обеспечили бы наилучшее развитие способностей, черт характера, необходимых молодому человеку, члену нового, социалистического общества. Как этого добиться? Какую роль в развитии детей играют обучение и воспитание, здоровье, окружающая среда? Имеет ли значение наследственность? Обо всем этом необходимо знать родителям, чтобы правильно организовать жизнь ребенка в…


Весьма показательны для характеристики личности и те средства, которыми человек пользуется для достижения поставленной цели, иначе говоря — его возможности (богатство знаний, навыки, умения, которыми он обладает, способности, которые развились у него в прежние периоды его жизни). Показателями уровня воспитанности человека являются и те отношения, оценки, переживания, которыми человек реагирует на достижение поставленных целей или…


В определенном возрасте у малыша появляются молочные зубы, потом они выпадают и вырастают постоянные. В определенные возрастные периоды начинают работать железы внутренней секреции, происходит особенно быстрый рост костей, в другие периоды рост замедляется и идет усиленное увеличение массы. Эти изменения в детском организме сказываются на работоспособности, утомляемости, возбудимости. Правильно ухаживая за ребенком, оберегая и укрепляя…


В развитии ребенка следует выделить три главные стороны: уровень умственного развития; сформированность его отношений к окружающей действительности, т. е. его чувства, желания, интересы; овладение им разнообразными практическими и умственными действиями. По тому, насколько развита каждая из этих сторон, можно судить об общем развитии ребенка. Формирование любой способности, любой стороны личности не идет равномерно. Есть периоды…