Бронхиальная астма (ЛФК)

Лечебная физкультура в терапии бронхиальной астмы применяется в связи с нормализующим действием мышечной работы на нервную систему, аппарат внешнего дыхания. Оказывая положительное влияние на корковые процессы, физические упражнения способствуют изменению общей реактивности организма ребенка, снятию повышенной возбудимости.

Под влиянием специальных средств лечебной физкультуры достигаются снижение повышенного тонуса гладкой мускулатуры бронхов, уменьшение отечности и набухлости слизистой оболочки, уменьшение проявлений дискринии, т. е. устраняются основные патофизиологические механизмы нарушения бронхиальной проходимости.

При этом восстанавливаются и закрепляются нормальные моторно-висцеральные и висцеро-висцеральные рефлексы, ликвидируются источники патологической импульсации.

Существующий опыт использования лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей и клинико-физиологический анализ применяющихся средств позволяют считать, что лечебная физкультура может назначаться для решения следующих лечебных задач: улучшения и нормализации бронхиальной проходимости, улучшения эвакуаторной функции бронхиального дерева, улучшения и нормализации внешнего дыхания, улучшения и восстановления нарушенных биомеханических процессов дыхательного акта, увеличения подвижности грудной клетки и укрепления дыхательной мускулатуры, десенсибилизации организма ребенка, нормализация основных нервных процессов, предупреждения деформаций опорно-двигательного аппарата, повышения неспецифической сопротивляемости.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Задачи лечебной физкультуры сводятся к нормализации сосудистого тонуса и других показателей сердечнососудистой системы, а также к устранению имеющихся нейроэндокринных сдвигов, восстановлению нервной регуляции. Вместе с частными задачами решаются и общие: восстановление свойственных возрасту двигательных навыков, повышение физической работоспособности и неспецифической сопротивляемости до уровня физиологической нормы. Перечисленные задачи решаются с помощью специальных и общих средств лечебной…


В неактивной фазе ревматизма дети состоят на диспансерном учете в кардиоревматологическом кабинете поликлиники, обеспечивающем последовательное восстановление здоровья ребенка и меры предупреждения повторных атак. В большинстве случаев дети после стационара направляются в местный кардиоревматологический санаторий. Задачи реабилитации и лечения в неактивной фазе: полная ликвидация активности ревматического процесса, нормализация функции сердечнососудистой системы, а при образовании порока —…


При переводе больного в период стихания обострения на полупостельный режим лечебная физкультура проводится или в палате, или в специально оборудованном кабинете в форме малогрупповых занятий, что позволяет использовать более обширный набор общеразвивающих упражнений из различных исходных положений, упражнения со снарядами и пособиями. Перед занятиями проводят массаж пораженных суставов, вначале поглаживание по ходу лимфотока, обходя область…


Важную роль физических упражнений в развитии дыхательного аппарата и лечения его заболеваний определяет тесная физиологическая и функциональная связь мышечной деятельности и дыхания. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно и гуморально возбуждает функцию дыхания. Работа скелетной мускулатуры не только сопровождается соответствующим усилением вентиляции и газообмена, но и требует четкого согласования работы внутренних органов, обеспечивающих…


Муковисцидоз — наследственное поражение желез внешней секреции, при котором отмечается преимущественная патология органов дыхания, сочетающаяся с нарушением желудочно-кишечного тракта. Муковисцидоз наследуется по аутосомно-рецессивному типу. В отличие от прежних представлений о сравнительной редкости заболевания в настоящее время полагают, что среди детей с дыхательной патологией он встречается в 10—15% случаев и при хронических заболеваниях до 25%. Патогенез страдания…