Диабет сахарный (улучшение состояния)

По мере улучшения состояния больного ребенка и снижения уровня сахара в крови двигательный режим расширяется до палатного. Занятия лечебной физкультурой проводятся после легкого завтрака, примерно через час после введения инсулина. Кроме того, лечебная физкультура назначается также в форме самостоятельно выполняемых упражнений и элементов лечебной физкультуры в режиме дня в виде спокойных прогулок на свежем воздухе и игр малой и средней подвижности в периоды бодрствования. Специальные занятия длительностью до 25 мин включают упражнения для всех мышечных групп из любых исходных положений, но для крупных мышц по-прежнему используют приемы облегчения.

Темп выполнения упражнений — медленный и средний. С общеразвивающими упражнениями чередуются дыхательные и в расслаблении, увеличиваются паузы, так что общая моторная плотность занятия не выше 60 %. При введении подвижных игр исключают интенсивные нагрузки (роль водящего в игре и т. п). Медленное, постепенное возрастание физических нагрузок во время занятий позволяет повысить адаптацию к ним. При дальнейшем улучшении функциональных и клинических показателей ребенка переводят на общий режим.

Лечебная физкультура, проводимая во всех формах, должна подготовить ребенка к нагрузкам в объеме домашнего и школьного режимов, а также обеспечить полноценное решение всех лечебных задач. Это достигается увеличением длительности занятий лечебной физкультурой до 30-40 мин и доведением их плотности до обычного уровня, введением в содержание занятий физических упражнений общеразвивающего характера для всех мышечных групп, увеличением числа повторений, включением отягощения и сопротивления, различных исходных положений и т. д. Однако уровень физической нагрузки не должен превышать средний, что обеспечивается тщательным контролем за ответной реакцией на занятия.

При субъективных и объективных признаках утомления, мышечных болях, потливости, неприятных ощущениях в области сердца нагрузка снижается, уменьшается число повторений упражнений, увеличивается число дыхательных и упражнений в расслаблении. Лучшей переносимости нагрузок способствуют прикладные упражнения циклического характера, выполняемые на хорошем эмоциональном фоне, подвижные игры, упражнения в координации и равновесии, для воспитания и закрепления правильной осанки и др.

При компенсированном сахарном диабете, характеризующемся отсутствием клинических проявлений заболевания, нормальным содержанием глюкозы в крови в течение суток и нормализацией липидного, белкового и водно-минерального обмена, дети находятся на диспансерном учете под наблюдением эндокринолога. Им разрешаются занятия физической культурой в специальной медицинской группе либо в амбулаторно-поликлинических условиях.

Задача таких занятий — способствовать стойкой компенсации процесса и поддержанию достигнутого уровня адаптации к физическим нагрузкам.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Задачи лечебной физкультуры сводятся к нормализации сосудистого тонуса и других показателей сердечнососудистой системы, а также к устранению имеющихся нейроэндокринных сдвигов, восстановлению нервной регуляции. Вместе с частными задачами решаются и общие: восстановление свойственных возрасту двигательных навыков, повышение физической работоспособности и неспецифической сопротивляемости до уровня физиологической нормы. Перечисленные задачи решаются с помощью специальных и общих средств лечебной…


В неактивной фазе ревматизма дети состоят на диспансерном учете в кардиоревматологическом кабинете поликлиники, обеспечивающем последовательное восстановление здоровья ребенка и меры предупреждения повторных атак. В большинстве случаев дети после стационара направляются в местный кардиоревматологический санаторий. Задачи реабилитации и лечения в неактивной фазе: полная ликвидация активности ревматического процесса, нормализация функции сердечнососудистой системы, а при образовании порока —…


При переводе больного в период стихания обострения на полупостельный режим лечебная физкультура проводится или в палате, или в специально оборудованном кабинете в форме малогрупповых занятий, что позволяет использовать более обширный набор общеразвивающих упражнений из различных исходных положений, упражнения со снарядами и пособиями. Перед занятиями проводят массаж пораженных суставов, вначале поглаживание по ходу лимфотока, обходя область…


Важную роль физических упражнений в развитии дыхательного аппарата и лечения его заболеваний определяет тесная физиологическая и функциональная связь мышечной деятельности и дыхания. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно и гуморально возбуждает функцию дыхания. Работа скелетной мускулатуры не только сопровождается соответствующим усилением вентиляции и газообмена, но и требует четкого согласования работы внутренних органов, обеспечивающих…


Бронхоэктатическая болезнь — клинический вариант хронической пневмонии, характеризующийся развитием бронхоэктазии и накоплением в них гнойного содержимого. Бронхоэктазии могут развиться также при стафилококковой деструкции легких, муковисцидозе, в результате врожденных пороков развития легких. Клиника хронической пневмонии с бронхоэктазиями характеризуется наличием кашля с мокротой, часто неприятного, гнилостного запаха, количество мокроты может быть значительным. Точная диагностика бронхоэктазии проводится с помощью…