Паралич детский церебральный (групповые занятия)

Групповые занятия очень важны для организации детского коллектива, воспитания дисциплины, активности и большего раскрытия двигательных возможностей больного. Групповые занятия проводятся по обычной схеме с вводной, основной и заключительной частями длительностью от 20 до 45 мин. У старших детей в основную часть занятий можно включать упражнения, разученные ранее, во время индивидуальных заданий (6—10 мин).

Группы организуются из числа больных с идентичными диагнозом и тяжестью поражений. При наличии легких нарушений могут быть организованы смешанные группы.

Численность группы — от 4 до 10 человек. При организации групповых занятий очень важно, чтобы занимающиеся были заинтересованы не только в участии в последних, но и в том, чтобы добиться определенных успехов, в частности при выполнении нормативных показателей.

Нормативный показатель — задание — методист составляет для группы с учетом характера двигательных нарушений и возрастных особенностей. Наибольшее значение это имеет для детей с тяжелыми нарушениями, так как любое достигнутое ими улучшение является положительным стимулом к упорной и целенаправленной тренировке.

Приведем пример такого нормативного показателя для больных дошкольного и школьного возраста, не умеющих самостоятельно ходить или передвигающихся с трудом, с выраженными гиперкинезами: исходное положение лежа на спине — последовательные повороты тела («катушка»), переместиться на 2—4 до крышки плинта, сохраняя направление передвижения. Через плинт надо перебраться любым способом, затем встать на колени и «пройти» на них  3 м, остановиться у положенных на этом расстоянии малых мячей, произвести броски мячей правой и левой рукой через палку на расстояние 1—1,5 м, сесть по-турецки и «замереть», просидев неподвижно обусловленное число счетов (3, 5 … 10).

Таким образом, в этот норматив-задание включаются элементы, отвечающие задачам лечебной физкультуры, поставленным методистом: содействовать улучшению функции вестибулярного аппарата, опороспособности, овладению самоторможением гиперкинезов, улучшению общей подвижности, равновесия, координации движений.

Учитываются время исполнения норматива-задания и ошибки. В процессе занятий особое внимание уделяется разучиванию и тренировке наиболее трудных элементов. Норматив предлагается в начале и в конце курса лечебной физкультуры, сравнение данных позволяет установить некоторые результаты проведенных на фоне комплексного лечения занятий.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

С переходом на полупостельный режим назначаются занятия лечебной физкультурой. Основными задачами в этот период являются: содействовать общему укреплению организма и улучшению координации движений, обеспечивая осторожный постепенный переход к общей нагрузке (до среднего уровня). Главными средствами для решения поставленных задач являются: дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и постепенное включение большего числа общеразвивающих упражнений для всех мышечных…


Средства для достижения поставленной цели: массаж с приемами поглаживания, растирания, разминания. Включаются упражнения с помощью, а по мере восстановления двигательных функций переходят к активным упражнениям пораженных конечностей и к упражнениям для всех частей тела, в том числе с переменой его положений (переход из положения сидя в положение лежа и, если возможно, вставание с опорой на…


Паралич детский церебральный — заболевание головного мозга, возникающее внутриутробно, при родах или в период новорожденное под влиянием различных вредных факторов. Этиологическими факторами считаются: дефекты зародышевой плазмы, вредные воздействия на эмбрион, плод в связи с хроническим или инфекционными заболеваниями матери и другими вредными влияниями на ее организм во время беременности, химические (в том числе лекарственные), механические (при…


Второй период начинается, как правило, с 2 мес, когда появляются активные движения конечностей. Помимо задач первого периода, ведущими являются развитие и тренировка активных движений туловища и конечностей, профилактика контрактур (или борьба с уже существующими). Пассивные упражнения выполняются так же, как в первом периоде, но особое внимание уделяется подниманию рук вверх, разгибанию и отведению плеча с…


Лечебная физкультура назначается больному после выведения его из шокового состояния. Задачи лечебной физкультуры — противодействовать возникновению вторичных осложнений со стороны внутренних органов и двигательного аппарата, способствовать восстановлению или компенсации нарушенных функций, адаптации больного ребенка к последовательному расширению двигательного режима, повышению уровня неспецифической сопротивляемости организма. В первые дни применяются общетонизирующие, дыхательные, а также пассивные упражнения для…