Паралич детский церебральный (групповые занятия)

Групповые занятия очень важны для организации детского коллектива, воспитания дисциплины, активности и большего раскрытия двигательных возможностей больного. Групповые занятия проводятся по обычной схеме с вводной, основной и заключительной частями длительностью от 20 до 45 мин. У старших детей в основную часть занятий можно включать упражнения, разученные ранее, во время индивидуальных заданий (6—10 мин).

Группы организуются из числа больных с идентичными диагнозом и тяжестью поражений. При наличии легких нарушений могут быть организованы смешанные группы.

Численность группы — от 4 до 10 человек. При организации групповых занятий очень важно, чтобы занимающиеся были заинтересованы не только в участии в последних, но и в том, чтобы добиться определенных успехов, в частности при выполнении нормативных показателей.

Нормативный показатель — задание — методист составляет для группы с учетом характера двигательных нарушений и возрастных особенностей. Наибольшее значение это имеет для детей с тяжелыми нарушениями, так как любое достигнутое ими улучшение является положительным стимулом к упорной и целенаправленной тренировке.

Приведем пример такого нормативного показателя для больных дошкольного и школьного возраста, не умеющих самостоятельно ходить или передвигающихся с трудом, с выраженными гиперкинезами: исходное положение лежа на спине — последовательные повороты тела («катушка»), переместиться на 2—4 до крышки плинта, сохраняя направление передвижения. Через плинт надо перебраться любым способом, затем встать на колени и «пройти» на них  3 м, остановиться у положенных на этом расстоянии малых мячей, произвести броски мячей правой и левой рукой через палку на расстояние 1—1,5 м, сесть по-турецки и «замереть», просидев неподвижно обусловленное число счетов (3, 5 … 10).

Таким образом, в этот норматив-задание включаются элементы, отвечающие задачам лечебной физкультуры, поставленным методистом: содействовать улучшению функции вестибулярного аппарата, опороспособности, овладению самоторможением гиперкинезов, улучшению общей подвижности, равновесия, координации движений.

Учитываются время исполнения норматива-задания и ошибки. В процессе занятий особое внимание уделяется разучиванию и тренировке наиболее трудных элементов. Норматив предлагается в начале и в конце курса лечебной физкультуры, сравнение данных позволяет установить некоторые результаты проведенных на фоне комплексного лечения занятий.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Амиотрофия спинальная Верднига-Гоффманна — наиболее тяжелое из наследственных нервно-мышечных заболеваний с прогрессирующим течением. Этиология заболевания не выяснена. Клиника Отмечаются три формы: врожденная, ранняя детская и поздняя. Врожденная может выявиться еще во внутриутробном периоде в виде очень слабого шевеления плода на поздних сроках беременности. В первые дни жизни появляются парезы в проксимальных, а иногда в дистальных…


Миелит — воспаление спинного мозга. Этиология и патогенез Заболевание наблюдается у детей, чаще как осложнение детских инфекций — кори, коклюша, скарлатины, дифтерии, а также ангины, воспаления легких, кишечных инфекций и пр. Реже миелит возникает первично при проникновении вируса в вещество спинного мозга гематогенно, по лимфатическим путям, по периневральным щелям или в связи с закрытой травмой позвоночника,…


Опухоли спинного мозга встречаются у детей реже, чем головного, преимущественно в школьном возрасте, чаще у мальчиков. Опухоли локализуются в грудном и несколько реже в шейном и поясничном отделах. Патогенез Опухоль уменьшает свободное пространство полости позвоночного канала, вызывает натяжение оболочек, корешков. Развиваются сосудистые нарушения, трофические расстройства. Клиника Заболевание нередко длительно протекает бессимптомно. Затем появляется болевой синдром….


Паралич Дюшенна-Эрба выявляется уже в период новорожденности и характеризуется экстензией, пронацией и поворотом плеча внутрь. Выпадает иннервация дельтовидной, двуглавой мышц плеча, плечевой мышцы, супинатора, а также нарушается функция малой круглой, полостной, надостной и передней зубчатой мышц. Больной не может поднять, отвести, согнуть и супинировать руку. В дальнейшем, если меры профилактики не принять, в плечевом суставе…


Специальные упражнения подбираются в соответствии с локализацией повреждения, степенью нарушения двигательных функций, характером операции и назначенным больному двигательным режимом. Если производятся ревизия нервного ствола и высвобождение его из рубцов, улучшение может наступить сразу: лечебную физкультуру назначают на следующий день после операции. Применение общеразвивающих и специальных упражнений стимулирует заживление тканей, способствует образованию подвижного рубца и быстрейшему…