Паралич Дюшенна-Эрба (первый период)

Лечебная физкультура и массаж применяются с целью восстановления движений во всех суставах и развития ручных действий в соответствии с возрастными особенностями, а также для обеспечения нормального психомоторного развития ребенка. Выделяются три периода занятий лечебной физкультурой.

Первый период — от рождения до 2 мес. Задачи сводятся к предупреждению атрофии пораженных мышц, образования контрактур, стимуляции трофических процессов.

Этот период делится на два этапа: острый и подострый. Острый период длится 7—10 дней, при этом используются медикаментозное лечение и укладка руки. В подостром (до 1,5—2 мес) включаются пассивные гимнастические упражнения для пораженной конечности в сочетании с массажем (приемы поглаживания, растирания). Одновременно в занятия включаются массаж туловища и конечностей и рефлекторные упражнения.

С момента возникновения активных движений рекомендуется особое внимание уделять разгибанию руки с ее отведением под различными углами, сгибанию в плечевом и локтевом суставах, супинации предплечья.

Рефлекторные упражнения основаны на врожденных рефлексах, из которых наиболее важны рефлекс Робинсона (захват предмета при касании им внутренней поверхности ладони), рефлекс Моро (охватывающие движения при похлопывании по ягодицам, или при надавливании на концы бедра), шейно-тонические рефлексы — симметричный и асимметричный (изменение положений рук в связи с изменением положения головы), феномен ползания по Бауэру (в исходном положении лежа на животе надавливание на подошвы стоп вызывает сгибание и разгибание нижних конечностей), феномен Таланта (разгибание туловища при проведении пальцами паравертебрально) и др.

Активные упражнения для пораженной конечности вначале даются в облегченных условиях (в теплой воде, при поддержке и пр.).

При улучшении функции мышц возможно их включение в активные целенаправленные действия — захваты предметов, удерживание игрушек, опора на предплечья и кисти в положении лежа на животе, повороты туловища со спины на живот, присаживание при поддержке за обе руки и т. д.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Атаксия Фридрейха (семейная атаксия) является наиболее частой формой заболевания из группы атаксических дегенерации у детей. Этиология и патогенез Характерной является первичная дегенерация задних и боковых столбов спинного мозга. Перерождение в задних столбах может распространяться до их ядер в продолговатом мозге, в боковых столбах перерождаются пирамидные и мозжечковые пути. В основе патогенеза этого заболевания, как и многих…


Ювенильная форма Эрба-Рота, или тазово-плечевая, среди детей встречаются реже, чем миопатия Дюшенна, чаще после 10 лет. Развитие дистрофий проксимальных отделов конечностей происходит с выраженными атрофиями, гипотонией мускулатуры и развитием деформаций. Характерными являются: крыловидные лопатки, гиперлордоз, осиная талия, релаксация мышц локтевых и коленных суставов, псевдогипертрофии выражены нерезко. Течение заболевания медленное, прогрессирующее, с ремиссиями различной продолжительности. Форма…


В клинической картине детского церебрального паралича на первом плане находятся двигательные расстройства, сопровождаемые нарушениями функций других анализаторных систем (зрение, проприорецепция, вестибулярный аппарат и пр.), а также психики и речи. В течение всех форм детского церебрального паралича различают 4 периода, на протяжении которых должно продолжаться комплексное лечебное воздействие для восстановления двигательной сферы больного и его социальной…


При параличе Дежерин-Клюмпке лечебная физкультура проводится в соответствии с общими положениями методики, описанной при параличе Дюшенна-Эрба. Но в связи с поражением дистального отдела руки укладки применяются в виде шинки на кисть и пальцы с выведением их в среднее положение, большой палец отведен при помощи мягкой прокладки, чтобы избежать давления. Необходимо следить, чтобы I пястная кость…


Среди всех травм у детей составляет от 25 до 45 %. Чаще встречается закрытая травма. Большая часть повреждений приходится на младший школьный возраст. Патогенез Черепно-мозговая травма развивается в результате механического повреждения головы и гидродинамического «удара» ликворной волны. Патогенез связан с механическим воздействием на череп и мозг, развитием ликвородинамических расстройств, нарушением функций высших вазомоторных центров мозгового…