Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Лечебная физкультура в клинике нервных болезней у детей / Травмы позвоночника с повреждением спинного мозга (методические приемы)

Травмы позвоночника с повреждением спинного мозга (методические приемы)

Методические приемы, используемые в занятиях лечебной физкультурой, варьируют в зависимости от характера изменения мышечного тонуса. При вялых парезах и параличах физические упражнения используются с целью укрепления ослабленных мышц. Пассивные движения применяются с осторожностью, чтобы не вызвать разболтанности суставов.

Учитывая быструю истощаемость ослабленных мышц, активные движения производят с небольшим количеством повторений, «дробными» дозами, несколько раз в течение занятия. Специальные упражнения многократно повторяются дополнительно (в течение дня).

При спастических парезах и параличах физические упражнения сочетаются с элементами расслабляющего точечного массажа. Пассивные движения выполняются медленно, плавно. Активные движения производятся без большого напряжения и чередуются с упражнениями на расслабление. Используется лечение положением (фиксация нижних конечностей в положении разгибания и некоторого отведения).

Расширение двигательного режима больного осуществляется в сроки, обусловленные характером травмы, уровнем поражения и двигательными возможностями больного. Начинать расширение режима следует с тренировки ортостатических реакций, которую целесообразно осуществлять на специальном столе (постепенная адаптация больного к вертикальному положению). Затем больного ставят на ноги с использованием специальных приспособлений (брусья для упора руками, корсет, аппараты, фиксирующие коленные суставы).

Когда больной освоит положение стоя, можно начинать обучение ходьбе. Это удобно осуществлять с помощью подвесной монорельсовой дороги, на которой ребенка фиксируют с помощью специального корсета. В дальнейшем проводится обучение ходьбе в ходунках. При удовлетворительном восстановлении двигательных функций ребенка переводят на костыли, а затем обучают ходьбе с помощью палок.

В соответствующие сроки разрешается определенное время проводить в положении сидя (на постели, на коляске). В этом положении ребенок может играть, рисовать, заниматься лепкой и выпиливанием, что при высоком уровне поражения способствует восстановлению движений рук. С детьми старшего возраста на колясках целесообразно проводить специальные игровые и спортивные занятия с группой больных (игры с мячом, теннис, метание, стрельба из лука и др.).

Такие занятия повышают эмоциональный тонус и содействуют восстановительным процессам. При отсутствии нарушений функций тазовых органов и трофических изменений больным могут быть назначены занятия в лечебном бассейне. В водной среде (температура воды 32—34 °С) больные выполняют специальные упражнения и обучаются ходьбе. Такие занятия эмоциональны и очень эффективны.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Симпоматическая терапия, проводимая для снижения тонуса мышц и гиперкинезов, обычно малоэффективна. В последнее время появились указания на положительный эффект амедина (Э. Д. Каганова). Из хирургических методов применяются стереотаксические операции для снижения симптомов торсионной дистонии с разными результатами. В настоящее время совершенствование техники этих операций привело к увеличению роста положительных результатов почти без летальных исходов. Успешное…


Массаж начинают с приемов поглаживания, в положении больного сидя. На пораженной стороне применяют приемы поглаживания, растирания, вибрации, а при контрактуре — и разминание. На здоровой стороне, как правило, осуществляется прием поглаживания. Поглаживающий массаж лица проводится от середины лба и носа в стороны, от подбородка к подчелюстным железам, вокруг глаз. Растирание и вибрация — по ходу…


Упражнения на преодоление задержавшегося влияния тонических рефлексов и патологических синергии направлены на обучение двигательным формулам установочных рефлексов, физиологических синергии и разрушение патологических порочных движений и поз. Такого рода упражнения желательно проводить в сочетании с разновидностями рефлексотерапии. Улучшение работоспособности организма и обучение правильному дыханию достигаются применением общеукрепляющих упражнений в сочетании с дыхательными. Они применяются во время…


Важную роль играет постоянная ортопедическая профилактика контрактур и деформаций с использованием укладок, туторов, корсетов и другого ортопедического снабжения. Проводимая с учетом изменения функции опорно-двигательного аппарата, со своевременным применением ортопедических мер лечения, лечебная физкультура в форме индивидуальных и групповых занятий включает обучение различным двигательным навыкам, игры, общеразвивающие и специальные упражнения для выработки заместительных функций. При тяжелых…


Полисезонные (энтеровирусные) энцефалиты (из второй группы) объединяют различные энцефалиты неизвестной этиологии, которые наблюдаются преимущественно в детском возрасте в разное время года. Клиническая симптоматика и течение болезни разнообразны. В последние годы из этой группы были выделены формы Коксаки в ЭКХО. Энцефалит Коксаки отличается распространенным некрозом и некробиозом нервных клеток коры и покрышки стволовой части мозга, очаговой…