Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Лечебная физкультура в клинике нервных болезней у детей / Травмы позвоночника с повреждением спинного мозга (методические приемы)

Травмы позвоночника с повреждением спинного мозга (методические приемы)

Методические приемы, используемые в занятиях лечебной физкультурой, варьируют в зависимости от характера изменения мышечного тонуса. При вялых парезах и параличах физические упражнения используются с целью укрепления ослабленных мышц. Пассивные движения применяются с осторожностью, чтобы не вызвать разболтанности суставов.

Учитывая быструю истощаемость ослабленных мышц, активные движения производят с небольшим количеством повторений, «дробными» дозами, несколько раз в течение занятия. Специальные упражнения многократно повторяются дополнительно (в течение дня).

При спастических парезах и параличах физические упражнения сочетаются с элементами расслабляющего точечного массажа. Пассивные движения выполняются медленно, плавно. Активные движения производятся без большого напряжения и чередуются с упражнениями на расслабление. Используется лечение положением (фиксация нижних конечностей в положении разгибания и некоторого отведения).

Расширение двигательного режима больного осуществляется в сроки, обусловленные характером травмы, уровнем поражения и двигательными возможностями больного. Начинать расширение режима следует с тренировки ортостатических реакций, которую целесообразно осуществлять на специальном столе (постепенная адаптация больного к вертикальному положению). Затем больного ставят на ноги с использованием специальных приспособлений (брусья для упора руками, корсет, аппараты, фиксирующие коленные суставы).

Когда больной освоит положение стоя, можно начинать обучение ходьбе. Это удобно осуществлять с помощью подвесной монорельсовой дороги, на которой ребенка фиксируют с помощью специального корсета. В дальнейшем проводится обучение ходьбе в ходунках. При удовлетворительном восстановлении двигательных функций ребенка переводят на костыли, а затем обучают ходьбе с помощью палок.

В соответствующие сроки разрешается определенное время проводить в положении сидя (на постели, на коляске). В этом положении ребенок может играть, рисовать, заниматься лепкой и выпиливанием, что при высоком уровне поражения способствует восстановлению движений рук. С детьми старшего возраста на колясках целесообразно проводить специальные игровые и спортивные занятия с группой больных (игры с мячом, теннис, метание, стрельба из лука и др.).

Такие занятия повышают эмоциональный тонус и содействуют восстановительным процессам. При отсутствии нарушений функций тазовых органов и трофических изменений больным могут быть назначены занятия в лечебном бассейне. В водной среде (температура воды 32—34 °С) больные выполняют специальные упражнения и обучаются ходьбе. Такие занятия эмоциональны и очень эффективны.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Амиотрофия невральная — наследственное прогрессирующее заболевание (синдром Руси-Леви, болезнь Шарко-Мари). Этиология и патогенез выяснены недостаточно. Синдром Руси-Леви — наследственное заболевание, при котором имеются различные деформации опорно-двигательного аппарата в связи с наличием нервно-мышечных расстройств. Клиника Отмечаются грубые деформации стоп по типу полой стопы Фридрейха, могут быть сколиоз и деформации грудной клетки. Дети позднее начинают ходить, но парезы мышц…


Менингит — воспаление мозговых оболочек. Заболевание, вызываемое различными микробами и вирусами. Менингит, развивающийся без предшествующей общей инфекции, относится к первичным, а возникающий как осложнение общего или локального инфекционного заболевания — вторичным. По составу спинномозговой жидкости и изменениям в оболочках различают гнойные и серозные менингиты. Синдром поражения мозговых оболочек выражается рядом симптомов (менингеальных) в виде главным…


Неврозы — группа функциональных заболеваний нервной системы, проявляющихся расстройством высшей нервной деятельности. Этиология b патогенез Неврозы возникают в результате неспособности личности адекватно реагировать на значимые для нее конфликты и конструктивно их разрешать. Они развиваются в первую очередь у ослабленных детей с вегетативными расстройствами. Психогенными факторами являются внешние или внутренние конфликты, психическая травма, длительное или массивное перенапряжение…


Задачи воспитания схемы тела (позы) и осанки решаются в разных исходных положениях: лёжа на спине, боку, животе, стоя на четвереньках, на коленях. Закреплению стереотипа правильного расположения отдельных частей тела в каждой позе способствуют сохранение осанки и зрительный контроль (упражнения перед зеркалом). Для тренировки проприорецепции даются задания с выполнением их с закрытыми глазами и последующей проверкой…


Более сложным является применение лечебной физкультуры при операциях с пересадками мышц в случаях, когда имеются поражения их определенных групп, а антагонисты сохранили достаточную функцию. Например, сгибатель коленного сустава не поврежден, а четырехглавая мышца как разгибатель коленного сустава не функционирует и разгибание отсутствует. В этом случае дистальный конец короткой головки двуглавой мышцы бедра может быть перемещен…