Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Лечебная физкультура в клинике нервных болезней у детей / Травмы позвоночника с повреждением спинного мозга (методические приемы)

Травмы позвоночника с повреждением спинного мозга (методические приемы)

Методические приемы, используемые в занятиях лечебной физкультурой, варьируют в зависимости от характера изменения мышечного тонуса. При вялых парезах и параличах физические упражнения используются с целью укрепления ослабленных мышц. Пассивные движения применяются с осторожностью, чтобы не вызвать разболтанности суставов.

Учитывая быструю истощаемость ослабленных мышц, активные движения производят с небольшим количеством повторений, «дробными» дозами, несколько раз в течение занятия. Специальные упражнения многократно повторяются дополнительно (в течение дня).

При спастических парезах и параличах физические упражнения сочетаются с элементами расслабляющего точечного массажа. Пассивные движения выполняются медленно, плавно. Активные движения производятся без большого напряжения и чередуются с упражнениями на расслабление. Используется лечение положением (фиксация нижних конечностей в положении разгибания и некоторого отведения).

Расширение двигательного режима больного осуществляется в сроки, обусловленные характером травмы, уровнем поражения и двигательными возможностями больного. Начинать расширение режима следует с тренировки ортостатических реакций, которую целесообразно осуществлять на специальном столе (постепенная адаптация больного к вертикальному положению). Затем больного ставят на ноги с использованием специальных приспособлений (брусья для упора руками, корсет, аппараты, фиксирующие коленные суставы).

Когда больной освоит положение стоя, можно начинать обучение ходьбе. Это удобно осуществлять с помощью подвесной монорельсовой дороги, на которой ребенка фиксируют с помощью специального корсета. В дальнейшем проводится обучение ходьбе в ходунках. При удовлетворительном восстановлении двигательных функций ребенка переводят на костыли, а затем обучают ходьбе с помощью палок.

В соответствующие сроки разрешается определенное время проводить в положении сидя (на постели, на коляске). В этом положении ребенок может играть, рисовать, заниматься лепкой и выпиливанием, что при высоком уровне поражения способствует восстановлению движений рук. С детьми старшего возраста на колясках целесообразно проводить специальные игровые и спортивные занятия с группой больных (игры с мячом, теннис, метание, стрельба из лука и др.).

Такие занятия повышают эмоциональный тонус и содействуют восстановительным процессам. При отсутствии нарушений функций тазовых органов и трофических изменений больным могут быть назначены занятия в лечебном бассейне. В водной среде (температура воды 32—34 °С) больные выполняют специальные упражнения и обучаются ходьбе. Такие занятия эмоциональны и очень эффективны.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Регулярное применение физических упражнений и массажа способствует сохранению и некоторому улучшению двигательных возможностей, сохранению активного состояния организма, предупреждению и лечению осложнений за счет стимуляции двигательных ресурсов. К задачам лечебной физкультуры относятся: задержка развития атрофии мышц, предупреждение и коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата, развитие основных двигательных навыков и навыков самообслуживания, повышение неспецифической сопротивляемости организма. Специальные задачи лечебной…


Острый серозный менингит может регистрироваться в виде эпидемических вспышек (эпидемический энтеровирусный менингит Коксаки и ЭКХО). Для заболевания характерна весенне-летняя сезонность. При этом в начале эпидемии часто заболевают дети дошкольного возраста, а затем школьники и взрослые. Продолжение инкубационного периода — от 2 до 7 дней. У большинства больных отмечаются легкие и быстро проходящие симптомы органического поражения…


Методика проведения должна быть обязательно согласована с лечащим врачом, с учетом лечебных задач психотерапии. Общая направленность тренировки должна соответствовать поставленной цели — научить больного управлять своей эмоциональной сферой. Поскольку речь идет в конечном счете о нормализации поведения больных, на первый план выступают воспитательные задачи лечебной физкультуры. Это обязывает особенно внимательно относиться к организации групповых занятий,…


Групповые занятия очень важны для организации детского коллектива, воспитания дисциплины, активности и большего раскрытия двигательных возможностей больного. Групповые занятия проводятся по обычной схеме с вводной, основной и заключительной частями длительностью от 20 до 45 мин. У старших детей в основную часть занятий можно включать упражнения, разученные ранее, во время индивидуальных заданий (6—10 мин). Группы организуются…


Лечебная физкультура на первом этапе лечения включает физические упражнения, способствующие вытяжению позвоночника. Кроме того, применяются упражнения, увеличивающие кифоз, способствующие уменьшению давления спинномозговых нервов (сгибание туловища в исходном положении стоя на четвереньках, подтягивание согнутых ног к животу в положении лежа на спине). Амплитуда колебаний туловища увеличивается постепенно. Лечение проводится на фоне сниженной статической нагрузки. С улучшением…