Подвижные игры во всем их многообразии

У детей старше 7 лет подвижные игры применяют во всем их многообразии, заимствуя содержание и правила из программ физического воспитания, сборников подвижных игр, а также используя творческую фантазию самих детей и сотрудников отделения лечебной физкультуры. Для детей младшего школьного возраста чаще используются подвижные сюжетные игры, включающие подражательные действия («гуси-лебеди», «мышеловка», «у медведя на бору», а также игры с мячом, включающие простейшие соревновательные элементы («передача мячей», «мяч среднему», «кто быстрее»).

У более старших детей применяются игры-эстафеты, игры со спортивными элементами и т. д. При выборе игр врач и инструктор лечебной физкультуры учитывают лечебные задачи, предполагаемую нагрузку, состав детей и уровень их адаптации к нагрузке. В соответствии с этими моментами оценивается насыщенность игры двигательными элементами (ходьба, бег, прыжки, перенос предметов, бросание в цель, преодоление препятствий, переползание), сложность правил, различие в эмоциональной и физической нагрузке при выполнении ролей. Любая игра должна вызывать у детей интерес и желание продолжать ее.

В связи с этим инструктору надлежит тщательно продумать все моменты игры, занести в конспект не только ее название, но и распределение ролей и количество повторений отдельных моментов. В условиях больницы, поликлиники и чаще всего в санаториях широкое применение у детей школьного возраста находят физические упражнения спортивного характера и спортивные игры. Из приемов игры в баскетбол включаются ловля и передача мяча, бросок мяча в корзину с места двумя руками от груди, одной рукой от плеча.

В условиях санаторных учреждений и на физкультурных площадках — мини-волейбол, бадминтон с регулируемыми продолжительностью, высотой сетки и размерами площадки. При наличии соответствующих условий и инвентаря в режиме больных школьного возраста, при наличии показаний могут использоваться туристские походы определенной длительности, ходьба на лыжах, катание на коньках. Наиболее сложным видом спортивно-прикладных упражнений является плавание, использование которого требует наличия не только бассейна, но и всего комплекса подсобных технических средств и помещений. Но и всестороннее воздействие этого средства трудно переоценить.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Метание — движение ациклического типа, прикладной, скоростно-силовой вид физических упражнений. Метание, бросание и ловля предметов способствуют развитию и укреплению мышц верхних конечностей и грудной клетки, развитию ловкости и координации движений. Подготовительными к развитию двигательного навыка метания движениями являются бросание, катание мяча или других предметов. Развитие навыка начинается со 2-го полугодия жизни, когда ребенок выпускает из…


При этом, как правило, уровень артериального давления и частота сердечных сокращений существенно не увеличиваются, наоборот, наблюдаются урежение сердечного ритма, уменьшение периферического сопротивления. Даже легкие приемы массажа значительно ускоряют передвижение лимфы по сосудам и приток питательных веществ к тканям массируемого участка. Влияние массажа на лимфоток, уровень лимфоснабжения тканей объясняют трофический эффект, ибо лимфа обеспечивает тонкие процессы…


Закаливание водой — более энергичное воздействие, начинают его, как правило, после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры разделяются на местные и общие. Для тех и других вода охлаждается постепенно, первые процедуры проводятся водой индифферентной температуры. У больных детей особенно важны постепенность и систематичность увеличения холодового действия воды, учитывая ее большую теплопроводность (в 30 раз больше,…


Использование различных средств лечебной физкультуры для решения лечебных, лечебно-воспитательных и реабилитационных задач возможно в различных формах, отражающих наиболее целесообразное включение ее в режим дня. В детских лечебно-профилактических учреждениях наиболее распространены специальные занятия лечебной физкультурой, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения и элементы лечебной физкультуры, включаемые в другие виды двигательной активности ребенка. При применении всех…


С большим трудом дети-дошкольники дифференцируют темп движения, поэтому сохранение ритма упражнений и их темпа лучше удается при сопутствующих дополнительных сигналах: ритмическое музыкальное сопровождение, четкая команда, метроном и т. п. У детей 5 —7-летнего возраста все большее значение приобретает вторая сигнальная система (действия по речевой команде, словесный инструктаж), в связи с чем объяснение предстоящих действий уже…