Основные принципы применения средств лечебной физкультуры у больных детей
Лечебное и воспитательное воздействие адекватных возрасту и характеру заболевания средств лечебной физкультуры возможно лишь при соблюдении ряда дидактических принципов, выработанных теорией и практикой физического воспитания и лечебной физкультуры.
Ведущим из этих принципов является принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, планомерности использования любых средств лечебной физкультуры во всех возможных формах и в течение лечебного курса и обеспечивается регулярностью проводимых занятий. Благодаря этому физиологические сдвиги, происходящие в организме ребенка под влиянием физических упражнений, а также компенсаторные приспособительные реакции закрепляются.
Перерывы в занятиях лечебной физкультурой приводят к утрате, ослаблению условнорефлекторных связей, изменяют течение приспособительных реакций, которые при отсутствии подкрепления также прекращаются. Систематическое, ежедневное проведение в закрепленное режимом больничного учреждения время утренней гимнастики, специальных занятий, выполнение движений и других элементов лечебной физкультуры, в том числе и самостоятельных индивидуальных назначений, не только способствует успешному решению лечебных задач, но и играет большую воспитательную роль, приучая детей к организованности и соблюдению режима.
Итак, систематичность проведения всех форм лечебной физкультуры необходима для полноценного лечения больных детей, ибо только непрерывное воздействие на всех этапах лечения обеспечивает положительную динамику морфологических и функциональных сдвигов в организме ребенка.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
Строевые упражнения — физические упражнения, способствующие организации действий детей в коллективе при проведении различных форм лечебной физкультуры и физического воспитания. Построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты используются для организованного и быстрого размещения детей в кабинете лечебной физкультуры, приучают их к определенному порядку и согласованию действий с действиями других детей. Строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки и…
Гигиенический массаж Гигиенический массаж используется для общеукрепляющего действия на организм, профилактики заболеваний. Применяется чаще всего в виде общего массажа. Косметический массаж, направленный на уход за кожей шеи, лица и пр., для предупреждения преждевременного ее старения, с использованием специальных приемов, является разновидностью гигиенического массажа. Спортивный массаж Спортивный массаж применяется с учетом особенностей отдельных видов спорта, гимнастики…
Правильное понимание процессов, происходящих в организме больного ребенка при выполнении физических упражнений, участии в подвижных играх, во время массажа, закаливающих процедур, определяет действия врача как на этапе решения вопроса о показаниях или противопоказаниях к назначению лечебной физкультуры, так и на этапе реализации назначений и подбора адекватных средств. Упомянутые процессы прежде всего вызываются мышечной работой, производимой…
Исходя из лечебных задач и состава больных, занятия можно проводить индивидуально, групповым или малогрупповым способом. Индивидуальное занятие включает в определенном порядке и в соответствии с лечебными целями все показанные данному ребенку средства: массаж, гимнастические упражнения, игры. В зависимости от возможностей лечебного учреждения и характера патологического процесса оно может проводиться в боксе, палате или специально оборудованном…
Содержание остальных форм лечебной физкультуры в детских лечебных и лечебно-профилактических учреждениях у детей дошкольного возраста тесно связывается с содержанием специальных занятий. Физические упражнения и подвижные игры, включаемые в содержание прогулок и в периоды бодрствования и самостоятельных занятий под наблюдением воспитателя, подбираются так, чтобы создать определенный двигательный опыт, способствовать закреплению двигательных навыков, точность которых определяется структурой…