Принцип сознательности и активности

Для усиления действия средств лечебной физкультуры, повышения психотерапевтического эффекта, а также для решения лечебно-воспитательных задач необходимо сознательное, активное участие ребенка в занятиях. Понимание задач и возможностей физкультуры в объеме, соответствующем психофизиологическим особенностям больного, способствует повышению эмоционального уровня, дисциплинирует детей, активизирует их.

Научная разработка принципа сознательности в физическом воспитании принадлежит П. Ф. Лесгафту. Он считал необходимой подготовку ребенка ко всякой деятельности с тем, чтобы приучить его к самостоятельности. Сознательное отношение детей к лечебной физкультуре обусловливает у них интерес к занятиям, позволяет отвлечься от нежелательного сосредоточения на мыслях о заболевании, придает всем лечебным мероприятиям оптимистическое звучание.

Особое значение принцип сознательности и активности имеет для развития двигательных навыков и улучшения-качества движений. Поддержание активного и сознательного отношения больного ребенка к упражнениям и играм требует доброжелательного, внимательного подхода инструктора и врача к попыткам самостоятельных действий и поощрения их успешного осуществления.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Ходьба — основной, естественный вид движения циклического типа, способ перемещения тела в пространстве. Правильная ходьба характеризуется свободным, естественным положением тела с симметричным расположением его частей относительно позвоночника, перекрестной координацией рук и ног, постановкой шагающей ноги на пятку с последующим перекатом на носок, прямолинейностью и равномерностью длины шага. Начальные элементы ходьбы как двигательного навыка возникают у…


Дети сидят кружком, держа в вытянутых руках веревку, продетую в маленькое колечко, свободно прячущееся в зажатом кулаке ребенка. Концы веревки связаны. Играющие передвигают кисти рук по веревке, стараясь незаметно для водящего передать колечко, скользящее по веревке, из рук в руки. Водящий, который стоит или сидит в центре круга, должен заметить, кто из играющих в данный…


Закаливание — целенаправленное воздействие на организм ребенка физических факторов окружающей среды для повышения неспецифической сопротивляемости путем адаптации к неблагоприятному влиянию пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, атмосферного давления, солнечной радиации. Физиологическую основу закаливания составляют реакции перестройки обмена веществ и вегетативных функций в ответ на действие физического фактора и направленные на адаптацию организма при сохранении его…


Количество повторений каждого упражнения дает возможность не только увеличить физическую нагрузку, но и индивидуально, в соответствии с возможностями больного и пораженных органов, распределять усилия. Это тем более важно, что интенсивность мышечной работы и физиологических сдвигов зависит от субъективных ощущений самого больного, уровня его адаптации к физической нагрузке. Поэтому одна и та же по количеству физических…


При восстановлении движений, обучении детей общеразвивающим гимнастическим упражнениям применяется метод показа движений инструктором с одновременной командой, затем совместного выполнения упражнения инструктором и детьми. По-прежнему важную роль в проведении занятий играют пособия и яркие игрушки. Основным методическим приемом проведения занятия в целом является имитационный. Для подражаемого образа выбирается наиболее понятный ребенку. При объяснении упражнения инструктор обращает…