Принцип сознательности и активности

Для усиления действия средств лечебной физкультуры, повышения психотерапевтического эффекта, а также для решения лечебно-воспитательных задач необходимо сознательное, активное участие ребенка в занятиях. Понимание задач и возможностей физкультуры в объеме, соответствующем психофизиологическим особенностям больного, способствует повышению эмоционального уровня, дисциплинирует детей, активизирует их.

Научная разработка принципа сознательности в физическом воспитании принадлежит П. Ф. Лесгафту. Он считал необходимой подготовку ребенка ко всякой деятельности с тем, чтобы приучить его к самостоятельности. Сознательное отношение детей к лечебной физкультуре обусловливает у них интерес к занятиям, позволяет отвлечься от нежелательного сосредоточения на мыслях о заболевании, придает всем лечебным мероприятиям оптимистическое звучание.

Особое значение принцип сознательности и активности имеет для развития двигательных навыков и улучшения-качества движений. Поддержание активного и сознательного отношения больного ребенка к упражнениям и играм требует доброжелательного, внимательного подхода инструктора и врача к попыткам самостоятельных действий и поощрения их успешного осуществления.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Прыжки — основное движение ациклического типа. При прыжках отсутствует повторение одинаковых действий, а весь процесс его выполнения составляет единое движение, в котором можно различить три фазы: подготовительную в виде размаха, приседания или разбега, основную — отталкивание и полет, заключительную — приземление. Во всех фазах требуются сложная координация движений, сочетание сильных, но кратковременных мышечных усилий с…


Во время массажа на организм ребенка действуют не только механические раздражения, но и тепло рук массажиста, а сам характер механического воздействия может изменяться в зависимости от силы надавливания, направления движения и т. д. Механическое и тепловое воздействие на ткани массируемой области приводит к образованию в них биологически активных веществ типа гистамина, ацетилхолина, к связанным с…


Воздух — наиболее привычный, постоянно действующий фактор окружающей среды. Физические свойства воздуха, его газовый и ионный состав, температура оказывают определенное действие на организм ребенка, используемое при закаливании. Его начинают с воздушных ванн в помещении при температуре для детей до года 22 °С, от 1 года до 3 —20—21 °С, до 7 лет- 18 — 20…


Большую роль для поддержания нагрузки средней интенсивности играют упражнения циклического характера — ходьба, в дальнейшем бег и поскоки, у детей раннего и дошкольного возраста — лазание. Нагрузки средней интенсивности, адекватные возможностям больного организма, хорошо переносятся детьми, не вызывают субъективных жалоб, не сопровождаются появлением внешних признаков утомления. С помощью нагрузок средней интенсивности решаются лечебные задачи восстановления нарушенной…


К 6 годам появляется навык пружинистого приземления при прыжке с перекатом с носка на пятку или с пятки на носок, но он наблюдается не у всех детей, мягкость приземления вырабатывается медленно, координация движений при толчке, полете и приземлении зависит от длительности и характера применяемых упражнений. Из возрастных физиологических особенностей ребенка дошкольного возраста, безусловно, учитываемых в…