Принцип сознательности и активности
Для усиления действия средств лечебной физкультуры, повышения психотерапевтического эффекта, а также для решения лечебно-воспитательных задач необходимо сознательное, активное участие ребенка в занятиях. Понимание задач и возможностей физкультуры в объеме, соответствующем психофизиологическим особенностям больного, способствует повышению эмоционального уровня, дисциплинирует детей, активизирует их.
Научная разработка принципа сознательности в физическом воспитании принадлежит П. Ф. Лесгафту. Он считал необходимой подготовку ребенка ко всякой деятельности с тем, чтобы приучить его к самостоятельности. Сознательное отношение детей к лечебной физкультуре обусловливает у них интерес к занятиям, позволяет отвлечься от нежелательного сосредоточения на мыслях о заболевании, придает всем лечебным мероприятиям оптимистическое звучание.
Особое значение принцип сознательности и активности имеет для развития двигательных навыков и улучшения-качества движений. Поддержание активного и сознательного отношения больного ребенка к упражнениям и играм требует доброжелательного, внимательного подхода инструктора и врача к попыткам самостоятельных действий и поощрения их успешного осуществления.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
В практической деятельности педиатр, специалист по детской лечебной физкультуре, методист и инструктор имеют дело с наиболее сложной человеческой личностью — развивающимся в конкретных условиях социальной и биологической среды организмом. Сами средства физической культуры, применяемые по отношению к больному ребенку, представляют собой факторы не только терапевтического, но и воспитательного воздействия, что нередко бывает значительно шире и…
Езда на велосипеде представляет собой скоростно-силовое упражнение, оказывающее сильное воздействие на детский организм в связи со значительной физической нагрузкой. При соответствующем возможностям больного соотношении скорости вращения педалей и расстояния циклическая мышечная работа во время езды сопровождается устойчивой деятельностью физиологических систем, позволяя использовать велосипед для увеличения физической работоспособности. Катание на велосипеде может включаться в режим для…
Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы, оно усиливает кровообращение массируемого участка, улучшает питание тканей, эластичность и сократительную способность мышц. Продольное разминание производится по ходу мышечных волокон, при этом мышца как бы ущемляется между тенаром и гипотенаром. Разминание применяется для массажа краев крупных мышц, мышц конечностей, плечевого пояса и туловища, может быть непрерывным или…
Этот механизм лечебного действия средств лечебной физкультуры используется в системе реабилитации наиболее широко. Сущность нормализующего действия лечебной физкультуры заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей патологически измененной системы до физиологической, возрастной нормы. Такая нормализация происходит под влиянием тренирующего действия физических упражнений и мышечной работы не только на опорно-двигательный аппарат, в котором наблюдается восстановление мышечной силы…
Особой формой применения лечебной физкультуры в детских лечебно-профилактических учреждениях является использование элементов лечебной физкультуры в режиме дня. Сюда относятся специально подобранные подвижные игры во время прогулок, упражнения для закрепления двигательных навыков, выполняемые в периоды бодрствования вне других форм лечебной физкультуры, спортивные виды физических упражнений, ходьба пешком определенной продолжительности по времени и расстоянию, проведение экскурсий и…